17 мая, 2014

Проективная методика "Волшебный мир"

Представляю вашему вниманию проективную методику «Волшебный мир». Эта методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

Текст методики
— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а)  А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2. Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.
3.Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
Затем волшебник попадает в детский сад.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4. Вот теперь ты в детском саду. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для воспитателей, детей?). Почему?
5. Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
6. Чуть не забыли о тебе!
а) Что бы ты сделал для себя? Почему?
б) Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7. А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8. Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
 А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
9. Ты можешь превратиться в любое животное.

а) Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б)  А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
10.
а) кошка
б) лев
в) маленький козленок
г) змея
д) орел
е) мышь
ж) обезьяна
з) тигр
и) заяц
к) собака
л) птичка (например, синица).
— Ты отлично справился с заданием.
11.Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
а)Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б) А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
в)А почему... (2-й не выбранный вариант)?
12.А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
13. А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители,  ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14. а, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
15. Чего больше всего боятся дети? Почему? Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? А что приносит им наибольшие огорчения? Почему? Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.


Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992


8 комментариев:

  1. Елена, спасибо! Беру в копилочку!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно! Заходите к нам на Педсовет на Островке - мы тоже детский садик, и у нас тоже много полезной информации) Мы Вас ждем!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария, обязательно зайду.

      Удалить
  3. Лена, спасибо огромное! Очень интересная методика, применю уже сегодня. У меня есть сложный ученик с серьёзными проблемами. Думаю, благодаря вашей методике мне удастся понять его получше! Успехов нам всем!

    ОтветитьУдалить
  4. Какой интересный и развернутый прием. Интересно, а родитель может его применить по отношению к своим деткам или пользительнее когда его прменяют проф-психолог или психотерапевт?

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно, родители тоже могут использовать данную методику. Проективные методики хороши тем, что не имеют стандартных ответов. Если у вас в каких-либо пунктах возникнут сложности с интерпритацией, то, по крайней мере, все равно будет над чем задуматься. Желаю удачи!

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, очень интересная методика. Беру ее в свою копилочку.

    ОтветитьУдалить
  7. Прекрасная методика!!! Мне понравилась. Беру на вооружение. Спасибо, Елена.

    ОтветитьУдалить