14 мая, 2014

Что такое ПМПК?

К сожалению, в последнее время, все больше и больше детей имеют проблемы в развитии. Это различные нарушения речи, задержка психического развития. У нас в городе работает ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), куда мы из детского сада направляем детей для прохождения комплексного обследования. По результатам консилиума родителям рекомендуют перевести ребенка либо в речевую группу, либо в коррекционную.

В ходе своей практической деятельности я убедилась, что самым сложным является проконсультировать родителей на предмет того, зачем им необходим ПМПК.  У большинства родителей включается защитная реакция: нам это не надо, у нас все нормально. Приводят аргументы: «У нас папа поздно начал говорить»; «Он показал у вас плохие результаты, потому что растерялся» и т.д. и т.п. Мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего, представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребенок «станет как они» и «научится» у них неправильному поведению и речи, будет еще больше отставать в развитии.

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Поэтому родителям необходимо понять и принять особенности своего ребенка, влияющие на его судьбу и сделать выбор, иногда нелегкий для родительского самолюбия.
На практике часто встречается две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблемы. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребенка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чем затрудняется, подгоняют ребенка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его на собственной неуспешности. И в том и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия.
Почему же все-таки необходимо привести ребенка на ПМПК?  Потому что достоинства  и недостатки ребенка будут оцениваться в связи с возможностью различных вариантов обучения. Все вопросы решаются на пересечении медицинских, психологических и педагогических аспектов.
Например, маму может поставить в тупик такая ситуация. Все дошкольное детство ребенок наблюдался у невролога, который успокаивал маму: «Ничего, что он не очень хорошо говорит. Молчуном на всю жизнь не останется. Нет у него никакой страшной болезни, а остальное нагонит». Попав на предшкольный осмотр к логопеду и будучи направлена с ребенком на ПМПК, мама услышала: «У вашего ребенка серьезные недостатки речевого развития. Обучение целесообразно начинать в речевой школе». Мама в тупике: специалисты противоречат друг другу. Почему такая ситуация произошла? Доктор прав: в результате проводимого им лечения к концу дошкольного возраста у ребенка с клинической точки зрения можно отметить только отдельные остаточные проявления недостаточности нервной системы. Однако, обследование у логопеда и психолога выявило: психические функции мальчика, в частности, речевое развитие, имеет существенные недостатки. Эти функции развиваются и, вполне возможно, могут быть скомпенсированы, но для этого требуется специальная программа обучения.
Некоторые родители, понимающие недостатки развития своих детей и болеющие за их будущее благополучие, опасаются, что «страшный диагноз» повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Немалую роль в возникновении таких страхов сыграли некоторые СМИ, публикующие такие, например, материалы: «Его сделали человеком второго сорта, поставив диагноз «дебильность». Из-за этого он смог окончить только два класса школы и до сих пор не может нигде устроиться на работу». И никто не объяснит читателям, что освоить только два класса человек смог именно из-за того, что страдал умственным недоразвитием в степени дебильности (сейчас, кстати, и диагноза такого нет, есть диагноз «умственная отсталость в легкой степени»). А было бы умственное недоразвитие выявлено своевременно, пошел бы он учиться во вспомогательную школу, окончил бы ее, получил доступную профессию и, возможно, вполне благополучно жил и работал.
В результате подмены причины и следствия получается, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся проблемы. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут.
Не стоит бояться посещения ребенком коррекционной  группы. Часто родители руководствуются тем, что находясь среди «нормально» развивающихся детей их ребенок «подтянется». «Обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский) только в том случае, если обучение ложится на подготовленную базу. Например, ребенок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьется» на уроках алгебры. Самое печальное то, что такой ребенок, находясь в обычной массовой группе, ничего кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, не приобретает.

А теперь несколько советов родителям как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения.

Прежде всего, получите от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка.

Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо, доставляющим вам удовольствие. Если отвлечься не удается, мысли о «страшном диагнозе» мешают вам спать – примите успокоительное.

Не бойтесь диагноза. Не знакомые термины часто звучат устрашающе – надо попросить специалиста объяснить вам все незнакомые слова.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас – еще больше. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, коррекции проблем вашего ребенка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.
Удачи вам!


3 комментария:

  1. Елена, важную и непростую тему Вы затронули! Родителям очень нелегко принять решение - пойти на ПМПК. Многие не идут, нарушая права ребенка. Если нет доверия к одним специалистам, то можно ведь и к другим пойти, но не пускать все на самотек. Не упускайте время!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В моей практике был случай, когда ребенок в 4 года не разговаривал (не немой), не понимал обращенную к нему речь. Было приложено немало усилий, чтобы отправить ребенка на ПМПК. Но там семья неблагополучная. Вы правильно, Алена, сказали - нарушаются права ребенка.

      Удалить
  2. Согласна, что тема не простая... И что специалисты помогут скоординировать действия, помочь выбрать правильное направление. Однако понятны и родительские страхи. Поэтому я считаю крайне важным в таких беседах ещё и рекомендовать образ поведения в социуме. Психоанализ прямо нам указывает о необходимости защитных механизмов. Но здесь, безусловно, важно не уйти от проблемы, а двигаться в направлении её разрешения.
    А ещё у нас настоящая проблема в городе: в целях экономии и в направлении политики "оптимизации" практически сократили, убрали коррекционные группы. И это в то время, как, например, у нас в детском саду одна из старших групп, солидарна с мнением нашего логопеда, полностью подпадает под описание логопедической - такая речь, а 3 ребёнка имеют задержку психического развития... У нас в этом плане даже поддержки нет со стороны администрации города, потому и деток этих после комиссии практически некуда отправить. Есть центр "Егорка", но там детки со средними и тяжёлыми диагнозами... А промежуточный вариант убрали из преобладающего большинства детских садов.

    ОтветитьУдалить