Есть
распространенный стереотип: «играть с детьми нужно». Конечно, игра развивает,
но если взять за основу только это, то выходит, что не принципиально, чтобы с
ребенком играли именно родители. Например, можно переложить эту задачу на
педагогов из детского сада. Но в детском саду детей часто «втискивают» в
заготовленную программу, которая по форме похожа на игру. Программа,
безусловно, поможет отработать какой-то важный навык, например, грамотной речи,
но она не позволит ребенку и взрослому по-настоящему оценить сам процесс
совместного действия.
За отработкой навыком потеряется более ценная способность
– умение почувствовать дыхание отношений и жить реальной жизнью вместе, на сто
процентов сознательно. А если это дыхание удается поймать, то не так важно,
произойдет ли это в игре, разговоре или совместном хозяйстве.
Замечательно
если вы с ребенком объединены совместным процессом. Он может резать продукты
пластмассовым ножиком, месить тесто и это действительно принесет радость вам
обоим. В такие моменты легко сосредоточиться на приятном занятии: готовке,
рисовании, прогулке – и по возможности включить в него ребенка. Сложнее, когда
интересного процесса нет, а ход игры предлагает ребенок. И чтобы все
получилось, вам придется посмотреть на мир его глазами, проживать с ним его
желания и задачи, например, закатить все машинки в автосервис. Это требует
определенной внутренней работы – так как сам по себе детский сценарий для вас
может оказаться скучным.
Вообще, ребенку полезны оба типа игр – и
по взрослому сценарию, и по детскому. И их ценность вытекает не из установки
«нужно играть», а из личного выбора: я, мама, играю с ребенком, потому что он
просит, и потому что я хочу сделать для него что-то важное. Не потому что мне
нужно его чем-то занять или что-то развить, а потому что так мы сможем
качественно побыть вместе.
Постарайтесь сделать игру интересной для
себя. Например, если ребенок хочет катать машинки, нарисуйте вместе с ним
карту: дороги, здания, магазины, зоопарк. По этим дорогам ребенок и будет
катать машинку к определенной цели. Когда затея исчерпает новизну, а желание
катать останется, ищите свежее решение. Игра с ребенком превращается в развитие
творческих способностей.
При этом хорошо, чтобы и ребенок
постепенно научился генерировать разные сценарии, а не ждать предложений от
мамы. Эта часть взросления не всегда проходит без кризисов. Но маленькой
личности, конечно, пригодится способность занять себя самостоятельно.
Так что маме важно не терять своей
личности и постоянно наполняться творческой энергией. Откуда найти силы,
чтобы уделять ребенку полноценное
внимание? Э.Кюхлер-Росс, женщина-психиатр из
США, заметила: «Люди подобны витражам. Они сияют, когда светит солнце,
но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря
свету, идущему изнутри». Так что ваш следующий шаг к «включению света» состоит
в том, чтобы еще больше ощутить ценность данного вам с ребенком совместного
времени. И осознание этой ценности будет помогать в игре и в любом другом занятии.
Скачать цветную консультацию можно здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий