02 марта, 2014

Живой словарик малыша

Ежегодно проводя диагностику к школе, ужасаюсь тому, насколько скуден активный словарь детей. Рассказывая по картинкам, дети ограничиваются простой констатацией увиденного, причем в процессе такого «рассказа» нет НИ ОДНОГО прилагательного. А ведь в речи важно не только количество, но и качество. Оттого, насколько качественно развита речь ребенка, зависит его успеваемость в школе, умение связно излагать свои мысли. И вообще, даже будущая профессия зависит от качества речи человека, поскольку если человек с трудом подбирает слова, то ему сложно будет заниматься деятельностью, связанной с общением.

Поэтому вам, дорогие родители, необходимо уже сейчас позаботиться о развитии речи вашего малыша. При этом совсем не обязательно ребенка сажать за стол и подвергать дрессуре. Можно проводить занятия в виде игры. Но для начала оцените качество речи вашего любимого чада.
           Если вы находитесь с малышом на кухне, попросите его перечислить окружающие предметы.
          Знает ли он названия привычных вещей? К примеру, чайник он назовет, а его части: донышко, носик, крышечку? Многие дети донышко называют, «то, на чем стоит», а носик у них превращается в «дудочку», «трубочку» или «дырочку». А знает ли малыш себя? Пусть назовет части тела, но не просто голова, ноги, руки, а подробнее – локоть, коленка, затылок, лоб, пятка. И старайтесь ему не подсказывать! Так вам станет ясно, в каком состоянии предметный словарь крохи. Если он явно недостаточен, поиграйте с малышом в словарные игры: кто найдет больше слов на улице (в лесу, парке, квартире и т.д.)
          Затем проверьте, как ребенок может охарактеризовать предметы. Пусть он опишет домашнего любимца – кота, собаку или хомяка. Потом возьмитесь за фрукты и овощи. Например, лимон. Просто замечательно, если ребенок расскажет, что он желтый, кислый, душистый, полезный, сочный и т.д. А если малыш не сможет назвать и двух признаков, то это уже сигнал, что со словарем не все так хорошо, как хотелось бы. Поэтому попробуйте использовать игру с условным названием «Какой? Какая? Какое? Какие?». Подобные вопросы ставьте к любому предмету, а малыш поищет слова-признаки. Главное – втянуть его в игру.
          Просто проверить и глагольный словарь. Попросите ребенка сказать, что делает собачка (бегает, лает, играет, грызет). Все, что скажет малыш, можно считать его активным словарем.
          Вот замечательный сайт по развитию речи. Здесь вы найдете  игры, рассказы, короткие перессказики.
          УСПЕХОВ ВАМ!

                                                         




3 комментария:

  1. Елена, спасибо за напоминание! Я репетитор по подготовке к школе. Развите речи у меня идёт частью каждого занятия с ребёнком. Пойду поищу в своих методических материалах что-нибудь новое и интересное на расширение словаря прилагательных.Среди моих учеников больше мальчиков, они больше глаголы используют. Сегодня поиграем "Угадай, что я описываю" и во что - нибудь на эту тему!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, зашла на сайт по развитию речи, который вы рекомендовали, он действительно замечательный, заложила его в закладки.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Наталья, что вы заглянули, Рада, что хоть что-то пригодилось.

    ОтветитьУдалить