09 августа, 2014

Наблюдения на прогулке. Лето.

В литературных источниках дается такое определение наблюдению: "Наблюдение - это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы".  Конечно же в дошкольном учреждении наблюдения проводятся постоянно. Но почему же все таки остаются дети, имеющие недостаточно сформированные представления об окружающем мире, узкий кругозор?
А происходит это потому что с детьми мало общаются дома. Очень часто эту функцию возлагают на дошкольное учреждение: мол, воспитателям за это деньги платят, вот пусть они и рассказывают детям об окружающем мире, наблюдают за природой и т.д. и т.п. Так то оно так, но не забывайте все же, дорогие родители, что основная воспитательная функция лежит на вас - самых близких и любимых людях. Лишь общаясь с папой и мамой, малыш  чувствует себя нужным и счастливым, а значит, гармонично развивается.
Возвращаясь с ребенком из детского сада не торопитесь вы так домой, подгоняя его словами: "Ну давай быстрей! Ну сколько можно?!" Успеет еще ваше чадо насидеться перед телевизором или компьютером. Понятно, что вы устали, а впереди еще уборка, готовка, уроки со старшими детьми... Но ведь детство тоже не вечное. И поторапливая его сегодня, вы завтра будете жалеть, что ваш малыш вырос, что вы чего-то не сделали (не успели, поленились)...
Бедность кругозора ребенка способствует скудности словарного запаса. Отсюда вытекают проблемы развития речи: ребенок не использует распространенные предложения, не умеет составлять рассказы по картинкам, пересказывать увиденное или прослушанное. А речь тесно связана с мышлением, поэтому низкий уровень развития речи влечет за собой задержку мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный для развития ребенка.
Чтобы понаблюдать - не обязательно проводить глобальную подготовку. Вам понадобится только желание общаться со своим малышом и хорошее настроение.
Взгляните вокруг: лето! А это разнотравье, цветущие цветы, такая разная листва на деревьях. Я Настю с великолепием зелени познакомила прошлым летом, когда ей пошел 4 ый месяц. После этого она напрочь отказалась от коляски пока не научилась сидеть. Кстати, любую истерику можно было успокоить, лишь поднеся Настю к кусту акации или склонившись над высокой травой. Трогая маленькими ручками листики, Настя мгновенно успокаивалась. Вот и сейчас ее привлекают растения: разглядываем - какого цвета, нюхаем цветочки (конечно, с нюханьем надо быть осторожнее, цветы бывают ядовитые).



У нас очень зеленый город: вдоль улиц акации и тополя, много парков - есть где разгуляться. Когда на газонах скосили траву, Насте очень захотелось походить по скошенной траве, что она и попыталась сделать. Ноги заплетались в доннике и положение становилось очень неустойчивым. Настя падала, приходилось поддерживать. Во время таких прогулок можно обратить внимание ребенка на запах скошенной травы - пахнет сногсшибательно! Конечно, слово "сногсшибательно" ребенок не поймет, постарайтесь подобрать другие эпитеты в зависимости от возраста ребенка (расширяем словарный запас). Я Насте говорила: "Понюхай, как пахнет травка" - вдыхала аромат носом и с наслаждением произносила: "Аааа-ааа!". Настя повторяла. Уверена, что она тоже ощущала этот аромат.


А еще слушали стрекот кузнечиков. "Настя, слышишь как кузнечики стрекочут?" Настя прислушивается. Но она пока не знает, что такое кузнечики. Поэтому увидев кузнечика на тропинке, я поспешила показать его. Хотела до него дотронуться - он ускакал. Настя была в восторге. Но вот и следующий кузнечик. Предложила Насте его потрогать. Она протянула к кузнечику ручонку - только его и видели.




Вот и с одуванчиком познакомились. Настя его понюхала очень уж любвеобильно, нос стал желтым. Я поднесла к ней карманное зеркальце - желтый нос ее развеселил.


А вот и другой одуванчик - пушистый. Учимся сдувать пушинки. Иногда Настя слишком близко подносит одуванчик ко рту - потом долго плюется. Ну что ж, тоже опыт!

Чудо-трава ковыль! Посмотри, Настюша, какая ласковая травка, она тебя щекочет.


А за этой птицей  Мира мы уже наблюдаем давно. Зимой-весной кормили их, смотрели, как они близко подходят, прилетают-улетают, машут крыльями. А вот побегать за ними еще не доводилось. А как они купаются в лужах!


Среди голубей всегда можно увидеть воробьев. Сравниваем их: голубь большой - воробей маленький, голубь медлительный - воробей шустрый. Воробьи ютятся на ветках деревьев, а вот голубей там не увидишь. Где же они? А вот они!

Но, подняв голову кверху, мы видим не только голубей на крыше. Еще мы видим высоченные тополя.
А еще мы видим дождевые тучи. Детки очень любят смотреть на небо (впрочем, и не только детки) - зрелище завораживающее. А ребята постарше еще и фантазируют: на что похоже вон то облако? вон та тучка?
Настя, давай поторапливаться, скоро дождь пойдет! Чуть-чуть не успели до дождя. Захватили первые капельки: очень крупные, но еще редкие. Новые ощущения. Настя вытянула ручку - капельки падают в ладошку.

Посмотрим вниз, под ноги. На тротуаре ведь не только можно увидеть крышки от пивных бутылок и окурки. Нужно научить ребенка видеть живую природу: необычная травка растет вдоль тротуара, муравей ползет, соломинку тащит, жучок, гусеница. Да оказывается под ногами масса всего интересного! Нужно только суметь  увидеть это. И тогда малыш не будет бездумно охапками рвать цветы, вытаптывать траву на газонах, давить жучков-паучков и прочую живность. Замечательно будет, если мама в процессе наблюдения вспомнит небольшое стихотворение, пусть даже четверостишие или две строчки - неважно - важно то, что результат наблюдения будет лучше благодаря художественному слову. А если все же мама не может вспомнить не один стишок, значит нужно выучить. Поверьте, это не будет напрасно потраченное время: вы не только поможете своему ребенку в развитии, но и тем самым потренируете свою память (это особенно важно для тех людей, которые не занимаются интеллектуальной деятельностью. Доказано, что в пожилом возрасте страдают старческим слабоумием люди, которые в течение жизни игнорировали интеллектуальную деятельность. Так что читайте книги, учите стихи, сочиняйте...).
Настя очень любит собирать камни на дорогах. Перекладывает их, пересыпает, переносит с места на место. И камни бывают разные. Маленькие, большие, легкие, тяжелые, гладкие, шершавые, круглые, острые... Мы и домой набрали камней (ох и ругал нас за это папа!). Я их вымыла, прокалила в духовке - и все, можно играть.
Большие возможности у тех, кто поедет на море. Вот там то самые необыкновенные камни по своей окраске. Алена Решетова поделилась своими впечатлениями о камнях.
А мы гуляем дальше и видим... следы невиданных зверей. "Это след от крокомота, или это бегедил?" Рассматриваем, какой глубокий след, какой большой... Наверное, животное большое было, тяжелое...


А вот лужам ребенок мог бы посвятить целую прогулку (если не ограничивать свободу действий). Когда Настя впервые увидела лужу, у нее глаза загорелись - так захотелось пройтись! Я позволила пройтись по небольшой лужице. Нет же, она не просто прошлась - она в ней топнула!  Но впереди была большая лужа. Минутное мамино отвлечение -  и Настя уже там. Я особенно не старалась ее вытаскивать, видя, какой восторг испытывает ребенок. Она громко смеялась, топая ногой, обрызгивая и себя и меня. Я не могла отойти, потому что опасалась, что Настя может в лужу упасть. Прогулку пришлось прервать и пойти домой переодеться. И тогда я подумала, что нужно купить ребенку резиновые сапоги. Нельзя лишать ребенка возможности бегать по лужам.
Еще мы камни бросаем в лужи, смотрим, как разлетаются брызги, расходятся круги по воде. Пускаем листочки в плаванье.

Вот так мы гуляем - получаем новые знания, новый опыт, новые впечатления.
Удачных прогулок и вам!







6 комментариев:

  1. Елена, как интересно! Полностью согласна с Вами! ВОт сегодня вышли с Ваней из садика ми как раз траву скосили. Ваня говорит: чем пахнет? Вот тут то бы мне надо было притвориться дурочкой и подтолкнуть его на анализ ситуации, но ведь я сказала: траву скосили. Вот бы интересно было послушать рассуждения сына, поиск ЕГО ответа на свой вопрос...

    СПасибо, Елена! Было неожиданно увидеть ссылку,

    ОтветитьУдалить
  2. Это точно, Алена. Иногда мы, сами того не замечая, бежим вперед и вместо вопроса: "А сам как думаешь?" выдаем готовый ответ, лишая ребенка возможности мыслить. Хорошо, когда собственные ошибки являются опытом и, следовательно, мы на них учимся.

    ОтветитьУдалить
  3. С какой нежностью и любовью вы описываете свои прогулки с дочкой! С большим удовольствием и радостью прочитала! И согласна на все 100: природа и мама рядышком - что ещё нужно? Лучшие в мире учителя :)

    ОтветитьУдалить
  4. У меня малыш еще парумесячный, но я копаю дальше всякие идеи...согласна с тем, что ребенку стоит уделять больше внимания. Это там повлечет за собой и кругозор, и речь и меньше вредности, скорей всего. Но как бы то все сопутствующее, а ребенку от нас нужна любовь и побольше - желательно всегда - безусловностей. Любовь - это проводить с ним больше времени...ой, мыслей много, но вот для чего нам словарный запас и бла-бла и его отсутсвие? Как правило, чтоб не ударить в грязь перед ровесниками((( А вот идея о том, что вместо компа и прочего больше гулять - это круто!!! И общаться за одно! Вот только одна беда - у нас сейчас в тени +31, и много не нагуляешь...и возраст у малыша такой, что гулять больше выхожу я, а ребенок в слинге спать, или в коляске на меня смотреть...классный малыш, спасибо ему за этот урок, что ему нада не развивашка в таком возрасте, а мама, которая рядом) Ну иногда листики деревьев, огоньки ночного города, но в основном мама, которая рядом и которая любит)

    ОтветитьУдалить
  5. Совершенно верно, Наталья, в два месяца малыш почти все время спит, тем более на улице. Я, например, Насте показывала мир вокруг когда она просыпалась. Может быть поэтому в 5 месяцев пришлось поменять коляску на кенгуру - на руках носить было тяжело, а в коляске она мне устраивала такие истерики - упаси боже! Вот и тащила - в одной руке Настю, а другой рукой катила коляску. И ей было в кайф! С каким интересом она рассматривала проезжающие машины, пробегавших собак. Но больше всего ее привлекали люди. Потому что от них она получала обратную связь: ей улыбались, подмигивали, с ней разговаривали. Я думаю, возможно благодаря раннему общению с большим количеством незнакомых людей, она в данное время очень общительна.
    А что касается словарного запаса, то он нужен не затем, чтобы "не ударить в грязь перед ровесниками", а в первую очередь для самого ребенка. Ведь главное отличие человека от животного - это наличие речи и мышления. Поэтому их нужно совершенствовать.

    ОтветитьУдалить