30 августа, 2014

Методика "Изучение новой внутренней позиции"

Остался последний денек и новоиспеченные первоклассники переступят порог школы. Что они от нее ждут? Новых знаний, новых открытий, увлечений? Или бесконечную череду домашних заданий, нравоучений, с болью осознавая, что "детство кончено"? К сожалению, не все дети идут в школу с радостью и энтузиазмом. И в этом есть вина взрослых.

Но сейчас речь не об этом. Я хочу предложить методику Т.А. Нежновой "Изучение новой внутренней позиции школьника". Мне она нравится тем, что построена в форме непринужденной беседы с ребенком и является довольно-таки информативной. Побеседовать таким образом сможет даже мама со своим малышом, взяв полученную информацию на вооружение. Я провожу данную методику с подготовишками 2 раза: в начале года и в конце.


Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает нравится ли ему в школе (для дошкольников - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:
  1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что  могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».
  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц,  на полгода или на год. Хочешь?" (У дошкольника спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь…Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь, что есть две школы - школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет,  но он не ходит ни в 1-ый класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?
  5. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?
  6. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит:  не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти.  А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить». Что ты выберешь?
  8. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время  или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как по твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных.  Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
- Положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
- Особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- Отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения;
- Признание авторитета учителя.
            Каждый ответ оценивают как «школьный» вариант или «дошкольный» вариант.
Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:
I.                Общее отношение к школе и учению.
  1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).
  2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).
II.              Ориентация на новое , собственно школьное содержание занятий.
  1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).
  2. Предпочтение уроков грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.)
  3. Содержательное представление о подготовке к школе.
III.            Ориентация на новые , собственно школьные нормы организации деятельности.
1.       Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.
2.       Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.
3.       Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения.
IV.            Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).
«Дошкольный» вариант противоположен «школьному».








Комментариев нет:

Отправить комментарий