Диагностику готовности к школьному
обучению я обычно начинаю с методики А.Р. Лурии «10 слов». Это очень универсальная методика, позволяющая
определить как кратковременную память, так и долговременную. Помимо всего
прочего методика показывает насколько у ребенка развито слуховое внимание,
имеется ли повышенная утомляемость, а также предположить наличие органических
поражений головного мозга.
Именно память составляет основу для
познания и обучения ребенка.
В
дошкольном возрасте запоминание носит еще непроизвольный характер. Из-за
этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов.
Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные
признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило
более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную
окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована
взрослым в максимально доступной форме.
В дошкольном
возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память, поэтому именно в
этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на
танцы.
Особую роль
в развитии памяти детей начинает играть освоение ребенком речи и обогащение его
активного словарного запаса. Разговоры окружающих людей, а также прослушивая
стихи и сказки, ребенок начинает постепенно воспроизводить их. А затем
использовать выученные речевые конструкции во время общения сначала с
родителями и близкими родственниками, чуть позже – с друзьями и другими детьми
своего возраста. Таким образом, он не только накапливает определенные знания и
опыт, но оказывается способен и поделиться ими с другими людьми. А также
рассказывать о своем состоянии, настроении и т.д.
Поэтому занятия
по развитию памяти необходимы ребенку так какв дошкольном периоде этот процесс
формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в
него вкладывают родители.
Развитие
процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными
процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном
развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение.
Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как
следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий
уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения.
Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а
окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия
учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную
программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во
взаимоотношениях с учителями и сверстниками.
Что же может
вызвать проблемы развития памяти?
- Отсутствие
интереса, мотивации.
- Чрезмерные
нагрузки.
-
Психологическая травма, стрессы.
-
Заболевания. Это могут быть заболевания неврологического характера, проблемы
связанные с лор органами (аденоиды, нарушение слуха, например, серные пробки.
Поэтому
рекомендации родителям могу дать следующие. Если у ребенка плохая память и при
этом ребенок не испытывает чрезмерных интеллектуальных
нагрузок; стрессы и психологические травмы тоже исключены ( в семье нет
конфликтов, развода, утраты), тогда следует обратиться к медицинским
специалистам (в частности к неврологу и лору), чтобы исключить наличие
каких-либо заболеваний.
Ну и само
собой разумеющееся – это регулярные занятия по развитию памяти – использование
различных игр и упражнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий