29 ноября, 2017

Развивитие памяти: особенности и проблемы


        

         Диагностику готовности к школьному обучению я обычно начинаю с методики А.Р. Лурии «10 слов».  Это очень универсальная методика, позволяющая определить как кратковременную память, так и долговременную. Помимо всего прочего методика показывает насколько у ребенка развито слуховое внимание, имеется ли повышенная утомляемость, а также предположить наличие органических поражений головного мозга.


         Именно память составляет основу для познания и обучения ребенка.

         В  дошкольном возрасте запоминание носит еще непроизвольный характер. Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память, поэтому именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы.

Особую роль в развитии памяти детей начинает играть освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. Разговоры окружающих людей, а также прослушивая стихи и сказки, ребенок начинает постепенно воспроизводить их. А затем использовать выученные речевые конструкции во время общения сначала с родителями и близкими родственниками, чуть позже – с друзьями и другими детьми своего возраста. Таким образом, он не только накапливает определенные знания и опыт, но оказывается способен и поделиться ими с другими людьми. А также рассказывать о своем состоянии, настроении и т.д.

Поэтому занятия по развитию памяти необходимы ребенку так какв дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывают родители.

Развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

Что же может вызвать проблемы развития памяти?

- Отсутствие интереса, мотивации.

- Чрезмерные нагрузки.

- Психологическая травма, стрессы.

- Заболевания. Это могут быть заболевания неврологического характера, проблемы связанные с лор органами (аденоиды, нарушение слуха, например, серные пробки.



Поэтому рекомендации родителям могу дать следующие. Если у ребенка плохая память и при этом ребенок не испытывает чрезмерных  интеллектуальных нагрузок; стрессы и психологические травмы тоже исключены ( в семье нет конфликтов, развода, утраты), тогда следует обратиться к медицинским специалистам (в частности к неврологу и лору), чтобы исключить наличие каких-либо заболеваний.

Ну и само собой разумеющееся – это регулярные занятия по развитию памяти – использование различных игр и упражнений.





        

Комментариев нет:

Отправить комментарий