25 декабря, 2016

Составление родословной


1. Составление восходящего древа

С чего начать?

Вы поставили перед собой задачу составить родословную семьи Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Лучше начать с самого себя, так как вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем о более ранних поколениях.

Какие документы использовать?


Ищите информацию в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

Официальные источники.

Свидетельство о рождении даст знание о времени и месте рождения, имена и отчества родителей, их фамилию.

Свидетельство о браке даст сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении).

Свидетельство о расторжении брака сообщит о дате расторжения брака (в загсе, а не в суде), месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.

Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и ее причине.

Паспорт, помимо некоторых указанных здесь сведений, укажет место жительства владельца документа, сведения о супруге, детях (их именах и датах рождения). Еще паспорт имеет одну или несколько фотографий владельца, может содержать иные сведения (о группе крови, об обмене денег).

Трудовая книжка даст сведения о всех местах работы и занимаемых должностях, образовании.

Данные о профессии, образовании, званиях и наградах предков могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах, орденских книжках. Для мужчин универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения (и даже указание роста, веса, размера головы и обуви).

Перечисленных документов семейного архива будет достаточно для составления таблицы до 4—5 поколения.

Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, проследить мотивы и время переездов, смену работы, отношение к религии, собрать сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды.

Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор и не потерять нить беседы.

Если вы всерьез увлечетесь генеалогией, то для продолжения ваших исследований вам потребуются архивные изыскания. Подробно о том, в каких архивах и что искать, вы можете узнать из журнала «Родина» №2 за 1991 год.

2. Составление нисходящего древа

На следующем этапе своих исследований попробуйте составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии). Методы сбора информации прежние: семейный архив и устные беседы. Также вы Можете отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.

Завершением нисходящей таблицы будете вы, ваши родные и двоюродные братья и сестры, а также другие родственники, о существовании которых вы, возможно, и не подозревали! Они окажутся проживающими и рядом с вами, и в других городах, и на другом конце страны.

Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию, а также на фамилии бабушек и дедушек). Тогда число родственников, о которых вы узнаете, неизмеримо возрастет. И среди них наверняка окажутся интересные люди, знаменитые личности. Попробуйте, и вы убедитесь в этом.

З. Рекомендации по хранению материалов

Хранить документы семейного архива следует по нескольким довольно простым правилам

— в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгибов);

— большеформатные и ценные документы и редкие фотографии размещать в отдельных конвертах;

— весь материал следует сгруппировать в папках по темам, авторам, адресатам и хронологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий