СОЦИОМЕТРИЯ
Уже в
средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные
отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни
более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень
популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как
складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и
социального развития человека.
Положение детей в группе в психологии выявляются
социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные)
избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор
предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
Предлагаю две методики, соответствующие
возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.
Капитан корабля.
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают
рисунок корабля, и задают следующие вопросы:
- Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
- Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Два домика.
Для проведения методики необходимо приготовить
лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них - большой красивый,
красного цвета, а другой - маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает
ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном - много
разных игрушек, книжек, а в чёрном - игрушек нет. Представь, что ты живёшь в
большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь.
Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы
ребёнка.
Обработка данных и анализ результатов. В
результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое
количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся в специальный протокол
(матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым
ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
- популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
- предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
- изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
При анализе результатов важным результатом
является также взаимность выборов детей.
Не всякая группа имеет столь чёткую структуру,
где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают
примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о
правильной стратегии воспитания межличностных отношений.
Елена, спасибо за Двух капитанов!
ОтветитьУдалить