Большинство взрослых
людей – родители. В своей жизни каждый человек проживает много ролей: кто-то
инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, к тому же сын/дочь, ребенок,
друг, брат и др., но все равно человеку всегда важно состояться в роли
родителя. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. С ее проживанием
человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разнятся: гордость за
ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой
и злостью… Эта роль накладывает огромную
ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его
ребенка.
Чтобы разобраться, что
представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к
современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая
сложилась на сегодняшний день.
Не секрет, когда
началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса
своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью,
коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров
размыла представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном. В
результате многие из нас оказались не готовыми адаптироваться к этим
изменениям. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без
опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь изменилась
стремительно. И как следствие – старые стратегии воспитания оказываются не
эффективными, не потому что они плохие,
неправильные, а потому что изменился мир. Во времена «перестройки» главной
задачей для родителей было просто накормить и одеть детей, т.е обеспечить семью
материальными благами, и соответственными стали и задачи воспитания: развивать
в детях качества, которые помогали бы им выжить, добиться цели любым путем.
Зачастую это такие качества, как хитрость, жестокость характера, лицемерие,
эгоизм, хваткость; о доброте, эмпатии, сопереживании здесь речь не шла.
Изменились жизненные ценности, сменились приоритеты. Образование перестало цениться,
так как образованные люди оказались «не у дел». И вот теперь то поколение детей
стало родителями.
Если говорить о
сегодняшнем дне, ситуация в какой-то мере стабилизировалась, хотя появилась
сильная полярность в обществе (большая разница в уровне жизни населения).
Какую цель сегодня на первый
план ставят для себя родители, чего хотят от своих детей? «Чтобы хорошими
людьми стали». А что под этим подразумевается? – Умение успешно добиваться
своих целей, проявление самостоятельности, ответственности, способности
разрешать жизненные проблемы, быть устойчивы к «ударам судьбы» и прежде всего
успешно адаптироваться к любым условиям жизни. Таковы главные ценности на
сегодняшний момент.
В чем видится главная
проблема современных родителей? В условиях современной действительности многие
родители чувствуют колоссальную ответственность за воспитание своих детей.
Общество предъявляет большие запросы («Вы должны», «не должны», «обязаны») и
претензии, которые родители боятся не выполнить, а ведь речь идет об их детях.
В последние лет десять наблюдается настоящий бум в средствах массовой
информации по развитию и воспитанию детей. Огромное количество книг, передач,
компьютерная продукция ориентированы на ребенка. Теперь говорят –
педоцентрическая модель воспитания. Родителей все учат, как надо воспитывать и
развивать ребенка: учат книги, телевизор, различные журналы, детский сад, школа
и зачастую этот поток несет в себе весьма противоречивую информацию. Родитель
оказывается в затруднительном положении. Ведь ему очень хочется быть
«правильным родителем» и сделать для своего чада все возможное – вырастить из
него успешного и счастливого человека. Невозможность соответствовать всем
услышанным или прочитанным правилам вызывает беспокойство и тревогу у
родителей. У них возникает вина за то, что все происходит не так, как должно
быть, что в свою очередь, наводит родителя на мысль о своей некомпетентности.
Существует огромное
количество развивающих учреждений, пособий, игровой продукции нацеленных на
всестороннее развитие детей. Родители, чтобы исполнить свой родительский долг,
все это обрушивают на своих чад, чтобы они не стали хуже других. Начинают прямо
с пеленок всесторонне развивать детей, что не всегда оказывается адекватным их
истинным потребностям. А те родители, которые оказываются очень занятыми своей
профессией или просто зарабатыванием денег, ищут для своих детей различные
образовательные и досуговые центры, которые бы их крох развили до предела.
Безусловно,
замечательно, что существуют такие
учреждения, и у нас появился огромный выбор образовательных услуг. Только очень
часто современные родители считают, что исчерпывают свой родительский долг,
обеспечивая лишь условия для развития ребенка. К ребенку, начиная с первых лет
жизни, приглашают воспитателей и учителей, водят в различные центры развития, а
мама, перепоручая воспитание ребенка «специалистам», выступает в качестве
«менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где
у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности». Другими словами,
можно сказать, что воспитание ребенка в семье становится все более
опосредованным.
Почему же так
происходит? Потому что родитель, не выдерживая колоссальной ответственности
перед своим ребенком, предпочитает ее переложить на специалистов, которые
гораздо лучше все знают и понимают про ребенка. В советские времена с этим было
проще. Все знали «социальный заказ» и хорошо понимали, за какое поведение
ребенка родителю «должно быть стыдно», а за какое – «очень стыдно». Теперь
каждый родитель вынужден самостоятельно решать, что и как необходимо
воспитывать у своего чада.
Исследования семьи в
условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и
детей. Дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со
стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе или «удачно определены» в
развивающие центры. Вместо общения с родителями ребенок «общается» с
телевизором или компьютером. Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей:
родители стали реже, чем раньше и с
неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские
собрания. Психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями
своих детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня
хороший ребенок», а о том «какой плохой ребенок» могут говорить часами. Да и
сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге.
По мнению
специалистов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической
нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу,
обеднеть, заболеть – родители сами становятся неуверенными, эмоционально
нестабильными, появляется новый социальный страх – страх неуспешности детей.
Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо
справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с
другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и
сверстников, без перспектив в будущем. Ребенок оказывается в таких условиях,
где ему приходится доказывать свою «конкурентноспособность» чуть ли не с раннего детства. Многие родители
рассматривают дошкольное детство как подготовку к школе, лишая ребенка
возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем
обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время,
собственный выбор видов деятельности.
Итак, главные
приоритеты в воспитании ребенка – его раннее развитие и обучение для
обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие категории как
нравственность, духовность занимают далеко не первые места, и особой
востребованности в них не чувствуется.
Существует ряд работ
(Святитель Игнатий Брянчанинов), в которых проводится подробный анализ причин
кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества: изменились нравственные
представления о браке и семье, разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи
между поколениями. Ярко проявляется культ жизненного успеха, материального
благополучия, профессионального и общественного роста, что привело к
катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.
Деформация коснулась и
сферы семейного воспитания: не имея навыков совместного переживания с ребенком
событий семейной жизни, большая часть родителей стремиться «откупиться» от
личного общения с ребенком дорогими подарками. Прервалась преемственность
педагогической традиции в семье: родители проявляют поразительную неграмотность
в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют
никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира
ребенка.
Таким образом,
институт родительства оказался в настоящем кризисе: старые критерии не годятся,
а новые не выработались.
Как же решить проблему
родительского образования? На сегодняшний день зарекомендовали себя следующие
формы работы:
- создание в ДОУ, СОШ
на базе психологических консультаций курсы повышения родительской
компетентности
- создание сайтов для
родителей по актуальным вопросам детского развития и воспитания
- создание в СМИ
программ по вопросам воспитания и развития детей.
Цель таких мероприятий
– повысить компетентность родителей. Создать благоприятные условия для встречу
двух миров: мира взрослого и мира ребенка. Чтобы человек ощущал огромную
радость и удовлетворение от того, что он является родителем.
По материалам журнала «Воспитатель»
№ 2, 2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий