22 августа, 2014

Раннее обучение чтению


Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Многие родители задаются этим вопросом, полагая, что чем раньше они научат своего малыша читать, тем он будет успешнее, а значит, будет опережать в развитии своих сверстников.
Но это заблуждение! Маленький ребенок не стремиться запомнить буквы, даже если с увлечением их рассматривает. Запоминание начинается тогда, когда взрослый сам ребенку называет букву. Как правило, такое обучение происходит по кубикам или азбуке, следовательно, каждая буква имеет свое изображение.
Первые две-три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а потом понимает, что каждая буква имеет свое название: П – петушок, С – собачка, К – кошка. И откликается на букву – предмет, а не на графическое изображение звука родного языка. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.
И все-таки не рекомендуется раннее обучение грамоте. Потому что бессистемное натаскивание сопряжено с нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.
Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать один в другой, ощупывать, бросать кубики и шарики и т.п. Предметная деятельность является ведущей на данном этапе. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменят ребенку реальных игрушек.
У ребенка первых трех лет жизни преобладает наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) только развиваются и осуществляются в процессе практических действий с пирамидками, матрешками, колечками, которые ребенок раскладывает, разъединяет и собирает; сравнивает, прикладывая одну часть к другой и т.п.
Именно поэтому маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя и разъединяя слоги. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно. Вот почему между умением читать и умственным развитием ребенка нельзя поставить знак равенства. Психика формируется в процессе общения с людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами.
Очень важно, чтобы ребенок уже на втором-третьем году жизни под руководством взрослых овладевал рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
Развитие интеллектуальной деятельности ребенка нельзя свести к запоминанию 33 букв  алфавита  и 10 цифровых знаков. Кстати, цифры малыш запоминает так же, как буквы, опредмечивая их: 1 – это палочка, 2 – уточка, 3 – веревочка; 4 – перевернутый стульчик; 5 – ложка; 6 – замочек; 7 – топорик;  8 – булочка («плетеночка»); 9 – воздушный шарик.
В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра. Вот почему малыш, знающий алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти занятия, переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение – всего лишь дань моде.
Но, тем не менее, знакомить малыша с начертанием букв можно уже в 2-3 года, потому что это происходит на уровне предметной деятельности. Это даже полезно. Рассматривая буквы на кубиках, табличках, малыш развивает сенсорную сферу. Глаз ребенка «учится» анализировать сложную форму; развиваются перцептивные (обследующие), ориентировочные действия глаза. В момент рассматривания, глаз «ощупывает» предмет примерно так же, как рука знакомится с формой предмета. Вот почему детей так увлекает рассматривание букв! Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества (буквы, цифры, ноты, геометрические формы, чертежи т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры, то есть, лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий анализ.
Начинать обучать детей чтению можно в 5-6 лет. В этом возрасте ребенку легче овладеть грамотой, чем в более раннем возрасте. Но хочется предостеречь родителей от ошибок, которые очень часто они допускают, не имея соответствующего образования и методической подготовки. Если учить ребенка методически неправильно, то в первом классе педагогу придется исправлять погрешности в обучении, а переучивать, как известно, всегда сложнее, чем научить с нуля.



5 комментариев:

  1. Елена. какая полезная статья!
    Как важно все делать вовремя! Куда спешить? Думаю, что многим родителям просто легче показать букву, чем посидеть и поиграть с ребенком.


    Лично я вот только сейчас стала учить Ваню читать - ему в октябре будет 5 лет. Для нас самым лучшим является букварь Жуковой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, насчет спешки - это точно! Некоторые родители хотят в глазах окружающих выглядеть "правильными" родителями, но заходят не с той стороны. Вместо того, чтобы с трехлеткой выучить "Идет бычок качается..." они учат "У Лукоморья дуб зеленый". Это же круче. А то, что ребенок ничего из выученного не понял - для них это почему то не важно. Ко мне на консультацию приходила мама трехлетней девочки. У нее была проблема в том, что девочка отказывалась показывать ей буквы. "Я ее прошу: покажи мне букву "А", покажи мне букву "В", а она убегает. Показывает только дедушке." - жаловалась мамочка. Одним словом - достала она ребенка.

      Удалить
  2. Елена, отличная статья, всё ясно и понятно! Если не против, скопирую для родителей в уголок.

    Я Андрея научила читать к 6 годам, и надо сказать, что ученик он был хороший, быстро научился, читал осознанно, с выражением. А использовала Букварь за 1974 год!

    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Жанна, копируйте пожалуйста! Буду рада, если вам пригодится.

      Удалить
  3. Прекрасная статья! Дочка научилась читать почти мгновенно в 5 лет на занятиях по подготовке к школе. Правда после 4-х лет она стала проявлять интерес к буквам и мы с ними познакомились. Сын сейчас тоже стал интересоваться книгами с точки зрения букв и текста. Понемногу знакомимся с буквами. Думаю, что после пяти лет научится читать.

    ОтветитьУдалить