13 августа, 2014

Сортер своими руками

Вообще, сортер - это закрытый контейнер, с отверстиями разной формы, в которые вставляются фигуры, соответствующие данным отверстиям. Производители их еще называют (в зависимости от формы игрушки) логический куб, логический шар, логический домик и т.д. То есть, следуя из названия, данная игрушка направлена на развитие логики. И не только. Тренируется мелкая моторика, координация движений - нужно захватить фигурку и приложить ее к отверстию так, чтобы она непременно с ним совпала - иначе фигурка в контейнер не попадет. Развивается внимание - необходимо найти фигуру, соответствующую форме отверстия.
Как ни крути, игрушка полезная, развивающая.
Для самых маленьких детей можно создать более простой вариант сортера - с одним отверстием.
На просторах интернета можно найти разные вариации данной игрушки. Обычно предлагают брать большую банку, например, из под детской смеси. У меня такой банки не нашлось, поэтому я взяла коробочку поплотнее, обклеила ее цветной бумагой, заламинировала скотчем, украсила цветными картинками (дети любят все яркое). Стороны нашей коробочки получились разных цветов - красная, желтая, синяя, зеленая (4 основных цвета).

Вкладышами послужили крышки от баночек из под детского питания. Чтобы пособие решало несколько развивающих задач, я наклеила на внутреннюю сторону крышек предметные картинки.
Так как коробочка выполняет роль сортера, то в первую очередь учу дочку складывать в коробочку крышки. А это дело непростое. Нужно научиться располагать предмет в пространстве (в данном случае - повернуть крышку в нужном положении), что у маленького ребенка не всегда получается. Я уже говорила, что в интернете предлагают брать банку из под детского питания. Чем банка лучше? А тем, что она крепче. Настя во что бы то ни стало пытается поместить крышки в коробочку, следовательно применяет силу. А это только на первый взгляд кажется, что у маленького ребенка сил немного. По отношению к хрупкой коробочке - сил предостаточно: она гнется, мнется, ломается. Поэтому, в свободное пользование я сортер Насте не даю - играем вместе. Один раз, правда, пришлось подклеить крышку у коробочки, ну ничего, зато Настя научилась правильно просовывать крышки.
Итак, это была первая функция нашей игрушки.
Но я говорила, что на внутренней стороне крышек имеются предметные картинки. Следовательно, задачу ребенку усложняем: начинаем развивать внимание (ищем только животных, только птиц, только одежду...). Таким образом, учимся обобщать, пополняем словарный запас. Но и можно потренировать мышление (это для более старших детей) - всем известная игра "Что лишнее?".

Для уже разговаривающих детей - игра на развитие памяти.
Крышки картинками вверх выкладываются в ряд. Малыш запоминает последовательность. Затем закрывает глазки или отворачивается, а взрослый меняет картинки местами (или что-либо убирает).
Второй вариант игры для детей постарше. Лучше играть как минимум вдвоем.
Крышки раскладываются картинками вниз. Задача игроков - найти и выложить в ряд всех животных (посуду, транспорт). Конечно, заранее нужно знать сколько картинок данной категории имеется. Ребенок переворачивает крышку, смотрит, что на ней изображено, называет вслух и если эта картинка нужной категории, кладет ее на стол картинкой вверх. А  если из другой категории - возвращает на прежнее место картинкой вниз (нужно не забывать озвучивать то, что нарисовано на картинке). Задача всех участников запомнить, что нарисовано под крышкой. После того, как собрали животных, будем искать птиц - а вот тут уже понадобится напрячь память и вспомнить - где же мы их видели.
Таким образом крышки-вкладыши для самодельного сортера можно использовать как самостоятельную игру. А так как этих крышек достаточно много и все они в сортер не помещаются, то храним мы их вот в  такой коробочке.

Настя очень любит играть этими крышками. Мы их рассматриваем, строим башенки, выкладываем дорожки, по которым проходим ножками или пальчиками.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена!
    О любви детей к сортёрам и крышкам, знаю не понаслышке. Молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, отличные варианты игр, для всех возрастов! Спасибо за идеи. Уже давненько, как Плюшкин, собираю крышки от всех ёмкостей, и банок, и бутылок, выбрасывать жалко - вдруг пригодятся. Теперь только картинки осталось найти и, за работу!

    ОтветитьУдалить
  3. Во-во! И я собираю. Часто даже не знаю, зачем мне это - а вдруг пригодится! Есть - пить не просит, пусть лежит. Муж меня тоже Плюшкиным называет.

    ОтветитьУдалить