06 марта, 2014

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Когда я еще ходила беременная, я уже четко знала, что не буду приучать свою дочь к пустышке. Однако, вопреки всем моим установкам, было крайне сложно противостоять напору папы, который меня уверял в том, что ему так будет проще успокоить ребенка, если меня вдруг по какой-либо причине рядом не окажется. Ему удалось взять верх, и дочь сосала пустышку, правда, через три месяца от нее напрочь отказалась, видимо мои установки оказались сильнее.

          Вообще-то пустышка – это замечательное изобретение человечества и очень помогает родителям. А памперсы? Невозможно даже представить, как раньше обходились без них! Но в чем же тут подвох? На самом деле вред от них или польза?

Среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки определенного типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.
Так, например, постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведет к появлению не только косметических, но и логопедических дефектов.
Привычка держать во рту палец и сосать его формируется очень рано (исследования показывают, что еще во время внутриутробного периода, до рождения, человеческий зародыш часто держит во рту большой палец). Сосательные движения успокаивают ребенка, способствуют засыпанию, понижению тонуса нервной системы. Поэтому дети с пальцем или пустышкой во рту кажутся заторможенными, они почти «спят наяву», не сразу и не сильно реагируют на разнообразные события вокруг них. С одной стороны, так легче перенести стресс (а стрессом для маленького ребенка является многое), но с другой — это препятствует ориентировке в окружающем, усвоению нового, формированию внимания и интеллектуальному развитию в целом.
Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не дает полноценно формироваться речевым умениям (рот занят!), постоянное сосание пальца выводит из активного употребления и руку (рука-то тоже занята!), соответственно страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики (движений рук). В целом привычка что-то сосать во время бодрствования является губительной уже у детей начиная с шестимесячного возраста.
Постоянное пребывание в памперсах ребенка старше 12—18 месяцев сковывает движения, ведет к перегреву половых органов у мальчиков. Редкая смена памперсов может привести к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей — чревата экземами и дерматитами. Частое непроизвольное опорожнение мочевого пузыря приводит к тому, что ребенок не научается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объем мочевого пузыря почти не увеличивается. К полутора годам дети должны уже прекрасно понимать, зачем их высаживают на горшок, уметь проситься в туалет. К двум годам (началу посещения детского сада) ребенок уже не должен испытывать сложностей в данном вопросе.
Второй тип вредных привычек— это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс,  на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идет о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез (недержание кала), навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.
Эти привычки не являются по сути привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти привычки свидетельствуют  о наличии огромного внутреннего напряжения у ребенка.  Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребенка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.
Напряжение может возникать по любому поводу: один ребенок боится допустить ошибку, другой теряется в незнакомой обстановке. Есть дети, которые не могут попросить о чем-то воспитателя, стесняются задать вопрос, избегают прямого общения со взрослыми. При этом бывают и такие, которые легко вступают в контакт с педагогами, но не умеют общаться с детьми. В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение и еще не полностью адаптированные к новым условиям. Ребенок может плакать, кричать и нельзя ему запрещать плакать, наказывать за крик, высмеивать. Потому что такое поведение ребенка помогает ему справиться с напряжением. Если ребенку не позволять выражать свои негативные эмоции, то ребенок как бы “загоняет” свои переживания внутрь.
В этом случае появляются тики, судороги, заикание. Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребенка — кусание себя, губ, языка, пальцев, грызение ногтей, иногда дергание себя за волосы — это так называемые проявления аутоагрессии.  То, что мы считаем вредной привычкой  - это формирующийся невроз.















Комментариев нет:

Отправить комментарий