Здравствуйте, дорогие мои читатели и гости блога!
Сегодня хочу поговорить с вами о нюансах обучения
ребенка чтению. Ведь именно с этого в школе начинается обучение детей родному
языку
Как часто родители спешат научить своего ребенка
читать, считая, что - это один из главных критериев подготовки к школе. Отнюдь.
Если в обучению чтению допустить ошибки, то исправить их у читающего ребенка будет
очень сложно.
Для начала научите ребенка проводить звуковой анализ
слов, т.е. ребенок должен уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
Также необходимо развивать звуковую культуру речи:
-
правильное произношение;
-
дикция;
- темп (скороговорка произносится быстро, умеренно, замедленно
и в обратном порядке);
-
умение регулировать силу голоса (скороговорка произносится громко-тише-шепотом,
либо шепотом, громче, громко);
-
интонационная выразительность речи. С целью усвоения детьми различных интонаций
можно использовать упражнения с изменением смыслового ударения на разных
словах:
Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч.
Ты
будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч!
Богатый материал для развития звуковой культуры речи -
потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.
Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в
звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года,
потому что вслушивается не в звуки, а представляем себе буквы, которыми
записано слово. А 4-летний слышит все по-другому. Поэтому ивоспользуйтесь этой
одаренностью 4-5 летнего ребенка.
I этап -
определение звука.
Какую песенку поет комар? З-З-З. Давай послушаем песенку комара в других словах:
«з-з-з-аяц», «з-з-з-има». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.
II этап -
назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове
находятся. (Это и основа грамотного
письма).
III этап -
изображение слова в виде схемы.
Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово Д ОМ. Сколько клеточек? Значит, сколько
звуков? Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо
иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук, лук,
лес, рак.
Разбирайте не больше 2 слов за одно занятие
IV этап -
различение гласных и согласных
Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении
согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница
между гласными и согласными звуками.
Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо.
Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые — синими.
Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие
согласные? Похожи здесь звуки или нет? [н’] — [н’] — [н’], [н] — [н] — [н].
Один звук звучит мягко [н’] —[н’] —[н’], другой твердо: [н]—[н] —[н].
Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Только после того, как ребенок овладел звуковым анализом
слова можно учить его читать.
УДАЧИ!
Читайте по теме:
Кстати, дикция, темп, произношение действительно будут иметь хорошее действие в дальнейшем обучении.
ОтветитьУдалить