21 августа, 2016

Как правильно учить ребенка читать


        

Здравствуйте, дорогие мои читатели и гости блога!

Сегодня хочу поговорить с вами о нюансах обучения ребенка чтению. Ведь именно с этого в школе начинается обучение детей родному языку

Как часто родители спешат научить своего ребенка читать, считая, что - это один из главных критериев подготовки к школе. Отнюдь. Если в обучению чтению допустить ошибки, то исправить их у читающего ребенка будет очень сложно.


Для начала научите ребенка проводить звуковой анализ слов, т.е. ребенок должен уметь назвать звуки, из которых состоит слово.

Также необходимо развивать звуковую культуру речи:

- правильное произношение;

- дикция;

- темп (скороговорка произносится быстро, умеренно, замедленно и в обратном порядке);

- умение регулировать силу голоса (скороговорка произносится громко-тише-шепотом, либо шепотом, громче, громко);

- интонационная выразительность речи. С целью усвоения детьми различных интонаций можно использовать упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах:



         Ты будешь играть в мяч?              Я буду играть в мяч.

         Ты будешь играть в мяч?             Я буду играть в мяч!



Богатый материал для развития звуковой культуры речи - потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.



         Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года, потому что вслушивается не в звуки, а представляем себе буквы, которыми записано слово. А 4-летний слышит все по-другому. Поэтому ивоспользуйтесь этой одаренностью 4-5 летнего ребенка.

        

I этап - определение звука.



         Какую песенку поет комар? З-З-З. Давай  послушаем песенку комара в других словах: «з-з-з-аяц», «з-з-з-има». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.



II этап - назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. (Это и основа грамотного письма).



III этап - изображение слова в виде  схемы.



Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово Д     ОМ. Сколько клеточек? Значит, сколько звуков? Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот,  кит, жук, лук, лес, рак.



Разбирайте не больше 2 слов за одно занятие

IV этап - различение гласных и согласных

Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые — синими.

Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет? [н’] — [н’] — [н’], [н] — [н] — [н]. Один звук звучит мягко [н’] —[н’] —[н’], другой твердо: [н]—[н] —[н].

Гласные звуки обозначаются красным цветом.

         Только после того, как ребенок овладел звуковым анализом слова можно учить его читать.

УДАЧИ!
Читайте по теме:



1 комментарий:

  1. Кстати, дикция, темп, произношение действительно будут иметь хорошее действие в дальнейшем обучении.

    ОтветитьУдалить