19 июля, 2016

Адаптация без проблем


Начало посещение детского сада для ребенка - это стресс. И как следствие стресса мы можем наблюдать:
проблемы с аппетитом и сном - ребенок отказывается в садике есть и спать, дома ночью плохо спит, просыпается со слезами;
вспышки гнева, агрессии, истерики, повышенная плаксивость и капризность, непослушание;
регресс в речевом развитии;

снижение иммунитета, частые болезни;
появление страхов;
страх отпускать маму, цепляние, дома ходит за мамой хвостиком.
Прежде всего давайте разберемся, что же такое адаптация. Если говорить кратко, то адаптация – это привыкание к новым условиям. Но адаптация бывает не только при поступлении в детский сад. Если ребенок заболел, то после выздоровления адаптация начинается сначала. . Если ребёнок пропустил неделю, то, как правило, ему может потребоваться несколько дней для того, чтобы вновь привыкнуть к изменению ритма. Если подольше — то и времени может потребовать больше. Ну и, конечно, многое зависит от возраста ребёнка, от его общего отношения к садику. Но на этот раз все пройдет гораздо более мягче и незаметнее, чем первый раз — когда ребёнок только начал ходить в садик.

Как же сделать так, чтобы процесс адаптации был менее болезненным?
Прежде всего это положительный настрой и ребенка, и мамы. Говорите о садике только хорошее. Не надо высказать вслух при ребенке все ваши опасения и переживания. Выскажите их подруге, мужу, маме, психологу. Но не ребенку и не при ребенке.
Начинайте приближать свой распорядок дня к распорядку дня в садике - режим, питание, занятия. 
Приучайте ребенка оставаться с другими взрослыми на некоторое время. Можно начать с малого. Оставить с папой на полчаса, а самой пойти прогуляться. Или наоборот - отправить папу с ребенком погулять на часик. Ребенку, который проводит 24 часа только с мамой, будет очень тяжело сразу оставаться в незнакомом месте с незнакомыми людьми. (Хотя это тоже не факт. У меня, например, дочь категорически отказывалась оставаться с отцом или сестрой, бабушка живет в другом городе. Но в сад пошла в 1,5 - без проблем.) Я это к тому что адаптацию предсказать очень сложно.
Бывает, что ребёнок вроде бы перестал явно плакать или уже не отказывается идти в сад, но что-то не даёт покоя? Например, малыш плохо спит, явно изменилось его привычное поведение —всегда был весёлым, а сейчас — грустный и унылый, часто капризничает, плачет без причины, стал агрессивным «на ровном месте», отказывается играть - всё это может указывать на то, что адаптация явно идет как-то не так, как нужно.
 Если ребёнок переживает, но эти переживания не имеют ярко выраженной картины (спит, ест, играет нормально) то есть, в целом поведение малыша не изменилось — значит, адаптация, скорее всего проходит нормально.
Если же ребенок плачет более 2-3 недель, при условии что посещение детского сада не прерывалось больничным, то тут стоит уже задуматься, что тут идет не так. Эту проблему нужно решать.  Бывает ведь, что и взрослым не комфортно работать в том коллективе, в котором они работают сейчас. И некоторые взрослые по этой причине даже меняют работу. Ребенок самостоятельно не может поменять ни садик, ни ситуацию в целом,  остается только плакать.
Когда ребенок идет в детский сад, мама идет на работу – времени на общение остается совсем мало. Тем не менее, его необходимо выкроить и провести его качественно, с наибольшей пользой. Разговаривайте, общайтесь. Даже если малыш не говорит, он прекрасно понимает все, что говорите ему вы. Говорите как вы его любите. Не скупитесь на похвалу, поцелуи и объятия. Это важно как девочкам, так и мальчикам. Получайте удовольствие от совместных прогулок. Даже когда возвращаетесь после детского сада домой, не спешите, не торопите ребенка репликами: «Давай быстрее», «Ну чего ты там застрял?». Посмотрите по сторонам, обратите внимание на то что его заинтересовало. Рассмотрите жучков, паучков. Дома порисуйте, почитайте – главное, побудьте вместе какое-то время.
Не укладывайте  ребенка поздно спать. После детского сада малыш будет очень сильно уставать. Дети усталость проявляют совсем не так как взрослые. Не думайте, что он должен от усталости «свалится замертво». Наоборот, чем больше устал ребенок, тем расторможеннее он становится. Поэтому, если до того как ребенок пошел в сад, вы его укладывали в 22 часа, то теперь целесообразно будет укладывать на час раньше.
Есть игры, которые помогут вашему малышу более комфортно пройти процесс адаптации.

1. «Мамины поцелуи»
Возьмите с собой в садик «волшебный» мешочек или платочек, куда можно «положить» много маминых поцелуев. Их можно доставать из мешочка, когда хочется почувствовать мамино тепло или поддержку. Например, положить поцелуйчик на подушку перед сном :)
2. «А мишка хочет в детский сад» (Если ребёнок брал с
собой в садик игрушку).
Любимая игрушка (например мишка) очень хочет опять пойти в садик. Ему нравится там (начиная с обстановки, то, как это обычно видит ребёнок): красивый и удобный шкафчик для одежды, где даже для тапочек есть своя полочка, маленькие столы и стульчики в группе, ковёр, на котором есть много дорог для машинок, игрушки (акцент на те, которыми больше любит играть Ваш ребёнок), мягкая кроватка и т. д.
Потом мишка говорит, что ему понравилась воспитательница и было интересно играть с детками. Ребёнок, скорее всего, будет с игрушкой не согласен. В такие моменты важно не спорить, а спрашивать, с чем именно не соглашается ребёнок. После обсуждения скажите, что мишке понравилось играть (слушать занятие, гулять на площадке и т. д.) Спросите ребёнка, как он думает, почему мишке понравилось и ему так хочется в садик снова.
3. «Сказочные существа»
Расскажите малышу, что в садик любят заглядывать сказочные человечки (гномики или феи). Им очень нравится смотреть, как дети играют. Сами они невидимые, но когда никого нет, любят оставлять для деток настоящие маленькие сюрпризики.
Каждое утро можно спешить в детский сад, чтобы посмотреть, что оставили в шкафчике маленькие человечки. (Маме надо запастись наклеечками, мини-игрушечками, заколочками и т. д.)
4. «Волшебные превращения»
Если в садик утром не хочет идти Машенька или Денис, туда может отправиться «добрая волшебница» или «смелый спасатель». Предложите ребёнку превратиться в любимого героя и вести себя соответственно роли. Ребёнку будет легче преодолеть сопротивление, обладая качествами выбранного персонажа.
5. «Живое письмо»
Мама может написать (или нарисовать) ребёнку письмо, в котором будет храниться мамина любовь. И, если в детском саду ребёнок заскучает без мамы, он может не только «почитать» мамино письмо, но и нарисовать для мамы письмо в ответ.


Ну и, в конце концов, можно придумать какой-нибудь ритуал, касающийся детского сада.  Например, каждый вечер вы можете вместе с малышом выбирать одежду в детский сад. Не беда, если он утром потребует другую футболку или платье. Что поделаешь, настроение бывает изменчиво. У вас. наверняка, тоже так бывает: с вечера думали, что пойдете на работу в желтом платье, а утром захотелось надеть черное.

УДАЧНОЙ ВАМ АДАПТАЦИИ!

3 комментария:

  1. Елена, благодарю за подачу материала. Очень все доходчиво описано. С Вашего позволения, возьму в папочку для родителей.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Жанна, рада, что пригодится.

    ОтветитьУдалить
  3. Какой замечательный пост. Спасибо) ТОже возьму себе в копилочку) Приглашаю к себе в блог http://psiholog-blr.blogspot.ru/ Надеюсь навзаимосотрудничество

    ОтветитьУдалить