В нашей работе иногда приходится
сталкиваться с аутичными детьми. Нам, педагогам, с ними необходимо
взаимодействовать, адаптировать к социуму, помогать и обучать родителей
справляться с трудностями, поддерживать их и убеждать не опускать руки.
И, чтобы справляться с поставленной
задачей, нам самим необходимо обладать достаточными знаниями и практическим
опытом. Но, в том учебном заведении, в котором училась я, нас этому (к
сожалению) не обучали. А за 9 лет работы педагогом-психологом на моем опыте
было четверо таких детей. Три случая: с элементами аутизма и один случай –
тяжелая форма. Эта девочка посещала детский сад кратковременно и то, в
присутствии мамы. Я их отправляла на ПМПК, в надежде, что ребенок будет
посещать коррекционную группу, но на комиссии им рекомендовали домашнее
обучение.
А в первых трех случаях ситуации
совершенно разные из-за отношения родителей. В одном случае – понимающая мама,
что у нее особый ребенок, и готовая пойти на все, лишь бы помочь своему малышу.
В другом случае – мама, закрывающая глаза на проблему. Строящая защитную
реакцию: ну и что, что не разговаривает в 3 года, у нас и папа поздно заговорил
и т.д. На все доводы педагогов относительно развития ребенка она говорила
«Ничего! Рассосется!» Только что и где должно рассосаться одной маме ведомо. Но
чувство беспокойства внутри сидело и, когда она родила второго ребенка, было с
чем сравнить. В третьем случае молодая мама, не нагулявшаяся. Здесь комментарии
излишни.
Поэтому хочу поделиться с вами, дорогие
читатели, тем небольшим опытом, который усвоила я в процессе взаимодействия с
такими детьми.
Проводить диагностику таких детей не
просто, поскольку имеются трудности установления с ними контакта. Но в любом
случае, эта работа должна проводиться индивидуально.
Во-первых, необходимо собрать
анамнестические данные.
Во-вторых, определить уровень нарушений
эмоционально-волевой сферы.
В-третьих, изучить особенности
познавательной сферы.
Существует 4 типа аутистического
дизонтогенеза (по классификации О.С.Никольской)
Первый тип аутистического дизонтогенеза –
уровень полевой реактивности:
1. повышенная отрешенность
от окружающего мира, отказ от любых контактов;
2. выраженная пассивность
по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или
игрушка выпадает из нее);
3. отсутствие зрительного
контакта (взгляд плавно ускользает);
4. наличие «полевого»
поведения;
5. мутизм, отсутствие
потребности в вербальных контактах любого характера;
6. вычурность двигательных
поз.
Второй тип – уровень стереотипов:
1. выраженная
чувствительность к внешним стимулам – силе голоса, света, температуре,
прикосновениям;
2. активное отторжение мира
в виде аутостимуляций;
3. обилие моторных
стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии;
4. проявление
требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая
избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.);
5. наличие страхов;
6. автономная игра.
Диагностика детей этих двух типов крайне
затруднена и представляется возможным лишь длительно их наблюдать.
Третий тип – уровень экспансии:
1. проявление выраженной
конфликтности поведения;
2. быстрая пресыщаемость в
любой деятельности;
3. выраженная
избирательность в контактах;
4. наличие немотивированных
страхов;
5. безадресная речь, не
направленная на собеседника;
6. отсутствие использования
местоимений первого лица;
7. взгляд «сквозь»
человека.
Четвертый тип – уровень эмоционального
контроля:
1. проявление сензитивности
и повышенной ранимости в контактах;
2. потребность в
положительной оценке и эмпатической поддержке;
3. симбиотическая связь с
близкими (с матерью);
4. речь может носить
затухающий характер;
5. визуальный контакт не
постоянен, имеет прерывистый характер.
Обследование детей
третьего и четвертого типов вполне возможно, главное суметь с ними установить
контакт.
Как определить уровень
нарушений эмоционально-волевой сферы? Наблюдение и еще раз наблюдение! За
поведением, за спонтанной деятельностью ребенка.
Необходимо отслеживать
динамику развития и изменения способов адаптации ребенка. При позитивной
динамике заметны улучшения в эмоционально-волевой сфере ребенка. При регрессе
ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с
миром нарушаются.
Изучение познавательной сферы
аутичных детей осуществляется в ходе
игры с ним. Таким образом оценивается уровень знаний и навыков. Если
ребенок способен понимать и выполнять даваемую вами инструкцию, то можно
предложить ему тестовые задания, например, корректурную пробу.
Очень важным моментом
является реакция ребенка на игры и пособия. Если ребенок неадекватно
отреагировал, например, испугался, следует убрать пособие. К новым игрушкам,
пособиям ребенку необходимо привыкнуть, поэтому лучше пусть какое-то время они
полежат на виду, чтобы малышу они не казались чем-то неизвестным. Если ребенок
переутомился, следует прекратить игру.
Ну и конечно же обязательно
тесно общайтесь с близкими: как ребенок ведет себя дома, какие новые привычки
появились, какие исчезли, какие изменения наблюдаются во взаимодействии с
близкими людьми, какие имеются предпочтения в выборе игрушек и предметов.
Это
все что я хотела вам сегодня рассказать.
Удачи!
Здравствуйте, Елена.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью, действительно, чтобы работать с особыми детьми нужно иметь определеное образование, подготовку. Мы, простые педагоги, не знаем, как это делать, как обратить внимание родителей на это, не обидев их.
С каждым годом таких детей все больше, а работать с ними трудно... Считаю, что им необходимо индивидуальное обучение, им социум и не нужен, часто они опасны для окружающих.
Здравствуйте, Жанна. То, что эти дети могут быть опасны для окружающих совершенно верно. Также они опасны и для самих себя, потому что порой не чувствуют страха. У нас был мальчик, который забирался по пожарной лестнице до второго этажа. И за ним нельзя было полезть, потому что он начинал там метаться. Воспитателю приходилось караулить в низу и уповать на то, что все обойдется. В группе с численностью 30 детей, иметь такого ребенка это большая проблема. Поэтому хочется, чтобы родители прислушивались к советам педагогов и специалистов. Ведь чем раньше обнаружить проблему, тем легче ее решить.
ОтветитьУдалить