Детские психологи говорят: плох
не телевизор сам по себе, а его бездумное потребление. Особенно опасна
ситуация, когда телевизор становится фоном. Внимание даже взрослого человека,
не говоря о малыше не может часами концентрироваться на самых любопытных
телесюжетах. Рано или поздно мелькание образов и череда звуков начинают
приедаться. Человек уже не может в полной мере сопереживать происходящему и
думать о том, что творится на экране. Однако и думать о чем-то другом под
включенный телевизор трудновато.
Прыгающая
картинка в телевизоре воспринимается детским зрением с таким же трудом, с каким
взрослый человек читает в транспорте.
Не осознаваемое малышом
напряжение влияет на его мозг, подбрасывая ему дополнительную раздражающую
нагрузку. Поэтому долгое сидение перед телевизором порой заканчивается для
маленького телезрителя неожиданным всплеском раздражения, гиперактивности и
даже агрессивности.
Момент,
когда внимание начинает рассеиваться, а мозг -перенапрягаться, у каждого
ребенка индивидуален. Понять, как малыш воспринимает телепередачу, просто.
Интересное ребенок схватывает легко, скучное - с трудом. Скучным в детстве
является не какая-то специфическая тема вроде политики, а просто непонятное.
Непонятное вообще не полезно в детстве. Пищу уму и сердцу малыша дает лишь то,
что он понимает, что описывается известными ему словами. Только такую
информацию он может освоить, пропустить через себя, запомнить. Можно читать
малышу Пушкина и Блока, а в результате он будет отставать в интеллектуальном
отношении от сверстников. Потому что ему для развития нужны были «Курочка Ряба»
и стихи Барто.
То
же самое можно отнести и к телепередачам. Если малыш с интересом смотрит
передачу или фильм, может рассказать маме, что он увидел и узнал, о чем было кино,
а потом сумеет использовать новые познания в своих играх, в разговорах с
приятелями - значит, передача была «правильная». Ограничение тут может быть
только одно, сюжетно-нравственного свойства: как бы ни интересны были
подрастающему поколению программы и фильмы, в которых реалистично и ярко
показаны насилие, страдание, жестокость, - их все-таки стоит ограничить.
Ужасное притягивает в любом возрасте, смотришь - и не можешь оторваться. А
потом не можешь заснуть. Или еще хуже: здоровый ребенок зарабатывает невроз,
депрессию, фобию - «благодаря» страху, пережитому в течение пары часов перед
телевизором, по которому показывали, казалось бы, наивный и даже забавный (для взрослого) фильм
про мафиозные разборки.
Некоторую
опасность способны таить детские мультики. Во многих из них юмор держится на всевозможных падениях, ударах,
расплющиваниях неуклюжего соперника и прочих забавных неожиданностях. Поддаются
все эти юмористические травмы под соусом «обидно, но не больно». Персонаж,
только что ставший плоским после падения с высоты, полежав пару секунд,
собирается в прежний образ и продолжает пакостить хорошим героям. Другой злюка,
заработав огромную шишку на голове, с удвоенной энергией преследует обидчика, а
через пару эпизодов шишка у него исчезает совсем. Все бы ничего, но некоторые
малыши, оказывается, воспринимают происходящее настолько доверчиво, что и сами
начинают считать: упасть с пятого этажа, дать кому-нибудь по голове сковородкой
и т.п. - это забавно, круто и совсем не страшно. Был случай, когда девочка без тени сомнения и
страха спрыгнула из окна третьего этажа, считая, что этот прыжок закончится
также весело, как подобные проделки ее любимых мультяшных героев. К счастью,
такое случается крайне редко. Чаще, насмотревшись мультиков, малыши просто
начинают спокойнее относиться к чужой боли. Они оказываются не готовы к тому,
что град ударов по голове может быть не смешным, а очень даже болезненным и
грустным. Родителям остается лишь попытаться предусмотреть такие ситуации и, не
дожидаясь неприятностей, попробовать объяснить малышу, что боль может быть
забавной только в комедии.
Перед
телевизором ребенок не научится одной из самых важных вещей - общению. Ведь
именно в детстве мы учимся заводить друзей, и именно друзья детства часто
остаются с нами на всю жизнь. А те знакомые, которых мы обретаем во взрослой
жизни, обычно остаются лишь приятелями или коллегами.
Елена, очень нужная статья! Вот только большинство родителей всё равно применяют телевизор в качестве няни. Не мешает маме ребёнок - и ладно, а что он там смотрит, сколько, теряет ли он из-за этого в развитии - мамам не важно.
ОтветитьУдалить