Большинство взрослых уверяют, что понимают ценность книги для развития
ребенка. Однако, как правило, под «развивающими книгами» понимается
научно-познавательная и дидактическая литература: разного рода энциклопедии и
книжки с «развивающими заданиями».
Книжки художественные, тем более - волшебные сказки, в этот разряд не
попадают. Это - так, несерьезно, «для развлечения».
Объяснить такую позицию можно низким уровнем развития книжной культуры
самих родителей: круг взрослых читателей художественной литературы сегодня
очень узок. (Если исключить из этого ряда бульварные романы и детективы низкого
художественного уровня, он стремится к точке.)
Но как же выбрать книгу для малыша? Ведь в книжном магазине глаза
разбегаются от изобилия разного рода литературы. Что послужит ориентиром для
выбора книги: свой детский читательский
опыт (который может быть очень ограниченным), свои представления о плохом и хорошем, о модном и современном?
Какая-нибудь «Красная Шапочка», «Колобок» и даже «Золушка» могут
показаться безнадежно устаревшими, для
современного ребенка неинтересными. Поэтому родители предпочитают классической
сказке в изложении Шарля Перро, братьев Гримм или Льва Толстого книжку, где
текст перемежается «развивающими заданиями» - случай, когда художественное
произведение плавно перемещается в разряд дидактической книги.
По мере чтения сказки детям предлагается то и дело пересчитывать
медведей, столы и стулья, а также случайные предметы, затесавшиеся в сказку по
причине свободного места на странице.
Сказки с дидактическим утяжелителем неплохо продаются - в силу
родительского запроса. Родители чистосердечно полагают, что задания к знакомой
им сказке делают сказку более современной и приближенной к реальности, и что
такая книжка позволяет убить двух зайцев в процессе чтения: прочитать ребенку
волшебную сказку и развить психические процессы. Но на самом деле нарушается
первое и главное условие соприкосновения ребенка с текстом - целостность
восприятия.
Целостность восприятия - важнейшее условие для переживания
художественного произведения. А переживание и есть та движущая сила, которая
способствует эмоциональному развитию ребенка и его воображению.
Воображение - важнейшее новообразование дошкольного возраста, важнейшее
личностное качество, обеспечивающее творчество в любой сфере деятельности.
Без чтения сказок, без художественного слова развивать это качество
очень сложно.
Лена, здравствуйте! Мне, в силу моей работы репетитором, приходится довольно надолго и глубоко погружаться в мир отдельных семей.И то, что я узнаЮ, выглядит очень удручающе - даже в культурных, интеллигентных семьях чтению книг уделяется преступно мало внимания. Второклассники незнакомы с Незнайкой, Буратино, Карлсоном. Да и про Золушку знают немного.Очень грустно, что общий уровень культуры общества становится всё ниже и ниже. И что расширяется прослойка людей,, совершенно оторванных от любой культуры, кроме материальной.Люди зарабатывают, чтобы поесть и выпить, на большее не хватает денег, но и запрсов других у них нет.
ОтветитьУдалитьК большому сожалению, многие родители возлагают воспитательные функции на дошкольные учреждения и школы. Видимо полагают так: я деньги плачу - вот пусть и воспитывают, читают книги, развивают. Но из личных наблюдений скажу: слушать сказки любят те дети, кому читают дома.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Елена , я с Вами полностью согласна ,читать детям необходимо и подбирать книги по возрасту ,чтоб заинтересовать их .Знаю семьи где у детей нет никаких книг (кроме школьных учебников ).Моей старшей дочке 12 лет и когда я кому -нибудь говорю ,что купила ей книгу ,удивляются что она читает.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Оксана! Я очень рада, что ваша дочь любит читать книги. У читающих родителей читающие дети. А те, кто этому удивляется - сами забыли, когда последний раз в руки книгу брали.
ОтветитьУдалитьЗнаете, а мы детям много книжек читаем. И в основном это сказки. Часто перечитываем одну и ту же книгу. Дети книги очень любят. Старшему еще научно-популярные нравятся: про космос, насекомых, тело человека. Сами тоже сказки сочиняем. Видимо,зависит все-таки от того, как относятся к чтению сами родители: я заметила, что у многих моих знакомых с детьми просто напросто отсутствуют полки с книги. Или они их очень далеко прячут (книги).
ОтветитьУдалитьВидно в наше время полки с книгами заменили телевизор и компьютер.
ОтветитьУдалить