29 июня, 2015

Наблюдения из окна

В прошлую субботу был очень сильный ветер, который сменился ливнем. Такая погода не для прогулок, но наблюдать за изменениями в природе можно и через окно.
Настя была занята манкой - одно из любимых занятий.
- Настя, посмотри, что на улице творится! - Я поставила дочь на табуретку у окна. Порывы ветра пыль поднимали столбом, тополя гнуло так, что не дай бог проходить мимо, одуванчики вмиг остались без своей пышной шевелюры.
Настя, наблюдая это природное безобразие, и не имея еще достаточно слов в своей активной речи, лишь издавала возгласы  удивления.
Чтобы процесс наблюдения не проходил пассивно, я комментировала, задавала вопросы.
На что обращаем внимания в процессе наблюдения:
- сильный ветер поднимает пыль, гнет деревья (можно поупражняться в артикулляционной гимнастике, подуть как ветер, а также выполнить физические упражнения - наклоняемся как дерево, руки-ветки гнутся из стороны в сторону);
- облетели одуванчики;
- как гнется трава от порывов ветра;
- темное небо (сердитое, хмурое), тучи, солнца нет;
- все люди попрятались по домам;
- дождь (сильный дождь, ливень);
- лужи, на лужах круги от дождя, рябь от ветра.
Все это я объясняю своей маленькой дочери, которой 2г 4мес. Впрочем, говорю не монологом, а задаю вопросы, активизируя ребенка на диалог.
Более старшим детям можно задавать открытые вопросы, тем самым подталкивая ребенка думать, рассуждать, грамотно формулировать ответы (поясню, открытый вопрос - это вопрос, в котором не подразумевается готового ответа "да", "нет", а формулируется ребенком самостоятельно).
- Что произошло с одуванчиками? Почему?
- Что можно сказать о сегодняшней погоде?
- Какие могут быть последствия?
И т.д.

Когда ветер поутих, мы с Настей отправились на крыльцо. Прогулка сегодня явно не светит, а так хоть воздухом подышим, да на дождь посмотрим, послушаем, почувствуем (капельки в ладошки поймаем).
Сразу вспоминаются следующие строчки:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

Дождик лей, лей, лей!
Будет травка зеленей.
Вырастут цветочки
На зелененьком лужочке.

Хочется напомнить родителям, что развитие ребенка происходит не только в результате развивающих занятий, но главным образом, в результате вашего общения с малышом, обогащения сенсорного (чувственного) опыта: посмотреть-понаблюдать, понюхать, потрогать и даже попробовать на вкус. Только так, задействуя чувственное познание малыша, мы пробуждаем в нем любознательность, активность и творческую личность. А это залог не только высокого интеллекта, но и возможность стать успешным человеком в будущем.


2 комментария:

  1. Какие чудесные и очень полезные наблюдения за непогодой! На самом деле мир нам подкидывает великое множество идей для развития малыша

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Анна, дети развиваются, не тогда, когда их садишь за телевизор с развивающими мультиками или планшет с развивающей игрой, а когда с ними общаешься. Меня как-то одна мамочка спросила (ее дочке также как и моей Насте 2г 4 мес): "Ваша уже буквы знает?". Для кого-то важнее эта сторона вопроса.

      Удалить