Общая характеристика методики
Методика показывает:
1.
способность к ритмической дифференциации,
относящейся к сенсомоторному развитию (воспроизведение ритма,
заданного в виде образца);
2.
работу по аудио воспринимаемому образцу,
относящуюся к сенсомоторному развитию (копирование образца-ритма, воспринимаемого на
слух);
3.
работу одновременно по зрительно и аудио
воспринимаемому образцу, относящуюся к сенсомоторному развитию (копирование образца-ритма, воспринимаемого
одновременно зрительно и на слух – отстукивание ритма карандашом по столу);
4.
внимание (проявляющееся здесь в области
сенсомоторного развития, а именно в координации деятельности уха, глаза и руки
или только уха и руки);
5.
владение семиотической функцией (функция
обозначения – обозначение через ритм некого содержания);
6.
обучаемость
(быстро или медленно обучается воспроизводить содержание, обозначенное ритмом –
обозначение погоды по ритму);
7.
способность к запоминанию информации (что
какой ритм обозначает);
8.
произвольную регуляцию поведения (следует
ли инструкции, которую дает ему взрослый: стучать карандашом только после
взрослого).
Методика относится к
клиническому методу, не является тестом и потому не предполагает получение
нормативных показателей.
Методика проводится индивидуально.
Значение ритмической
дифференциации. Ритм – это принцип расчленения структуры на содержательные
единицы и паузы между ними. Дифференциация – это разделение целого на части.
Для понимания речи ритм имеет очень существенное значение, так как от ударения
на определенном слове или от паузы, сделанной в том или ином месте, зависит
смысл сказанного.
По мнению немецких психологов Х.Бройера и М.Войффен,
развитие ритмической дифференциации сказывается и на грамотности письма, и на
математических способностях ребенка. У отстающих учеников ритмические ошибки
достаточно устойчивы, они остаются даже тогда, когда другие типы ошибок уже
устранены. Вместе с тем, ритмическая дифференциация вполне подается развитию
при целенаправленной работе в дошкольном возрасте. Поэтому так важно на
протяжении 6-го года жизни выяснить, как
ребенок справляется с ритмической дифференциацией, и, если есть
проблемы, то осуществить с ним необходимую развивающую работу.
Инструкция:
В лесу живет дятел. Это такая
птица, которая стучит клювом по стволу дерева, достает из-под коры червячков и
ест их (хорошо показать картинку с изображением дятла).
Представь, что в сказочном лесу
сказочный дятел работает вместо радио: сообщает всем обитателям леса о приближающейся
плохой погоде. Если скоро будет дождь, то дятел стучит по дереву редко,
например, вот так: [тук _____ тук_____ тук][1]
(взрослый отстукивает ритм по столу карандашом). А если скоро будет сильный ветер, то дятел
стучит по дереву часто, например, вот так: [тук-тук-тук][2]
(взрослый отстукивает ритм по столу карандашом). А если ожидается и дождь, и
ветер, то дятел стучит и редко, и часто. Например, вот так: [тук _____ тук _____
тук] пауза [тук-тук]
(взрослый отстукивает ритм по столу карандашом).
Давай поиграем в двух сказочных
дятлов: маленького и большого. Я буду большим дятлом, а ты – маленьким дятлом,
который учится сообщать жителям леса о том, какая будет погода. Большой дятел будет сообщать маленькому, как
надо стучать клювом, а маленький будет повторять за большим. Вот тебе тоже
карандаш, ты будешь стучать им по столу после того, как я закончу стучать.
Стучать карандашом надо точно так, как я буду это делать. Давай попробуем.
Этап «Усвоение правила
обозначения» (проводится так, что ребенок видит, как взрослый стучит
по столу карандашом).
- Послушай, о какой погоде
сообщил дятел?
Дается первый тренировочный
ритм: [тук _____ тук _____ тук _____ тук].
(Ребенок должен ответить, какая
погода обозначается этим ритмом. Если он ошибается, то взрослый опять говорит и
демонстрирует ему, какой ритм какую погоду обозначает, а потом еще раз дается
первый тренировочный ритм. В случае новой ошибки обучение повторяется снова и
так до тех пор, пока ребенок запомнит.)
- А сейчас о какой погоде сообщил
дятел?
Дается второй тренировочный
ритм: [тук-тук-тук-тук].
(Ребенок должен ответить, какая
погода обозначается этим ритмом. Если он ошибается, то взрослый опять говорит и
демонстрирует ему, какой ритм какую погоду обозначает, а потом еще раз дается
второй тренировочный ритм.)
- А теперь о какой погоде сообщил
дятел?
Дается третий тренировочный
ритм: [тук-тук-тук] пауза [тук _____ тук _____ тук].
- О какой погоде он сообщил
сначала, а о какой – потом?
Этап «Обучение» (проводится
так, что ребенок видит, как взрослый стучит по столу карандашом).
Взрослый отстукивает ритм: [Тук _____
тук] пауза [тук-тук] (что
означает дождь и сильный ветер).
Взрослый обращается к ребенку:
- А теперь ты постучи точно так
же.
После того, как ребенок закончит отстукивать
ритм, взрослый спрашивает:
- О какой погоде ты предупредил
жителей леса? О чем ты сообщил им сначала, а о чем потом?
Если ребенок ошибается в том, какой ритм
обозначает какую погоду, то взрослый напоминает ему с демонстрацией, что
обозначает какой ритм, но обучения как на предыдущем этапе не проводит.
Если у ребенка не получилось
правильно воспроизвести ритм, то взрослый повторяет тот же самый ритм еще раз и
опять просит ребенка повторить. Если опять не получится, то повторяют третий
раз, то есть всего в процессе обучения повтор одного и того же ритма
осуществляется 3 раза. При этом каждый раз спрашивают, какую погоду
маленький дятел передал по радио. И если ребенок ошибается в обозначении
погоды, то ему напоминают, как что обозначается, но обучения, как на первом
этапе не проводят.
Независимо от того, правильно
получилось у ребенка отстучать ритм в процессе обучения или нет, переходят к
первой диагностической пробе.
Диагностическая проба № 1 (проводится
так, что ребенок не видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу
ритм).
Перед началом пробы № 1 взрослый
говорит ребенку: что теперь большой дятел перелетел на другое дерево, и
маленький дятел его не видит, а только слышит. Поэтому ребенок должен
повернуться к взрослому спиной и слушать ритм, не видя взрослого.
Взрослый отстукивает ритм: [тук-тук] пауза [тук-тук] (что означает сильный ветер).
Взрослый обращается к ребенку:
- А теперь ты постучи точно
также.
После того, как ребенок закончит отстукивать
ритм, взрослый спрашивает:
- О какой погоде ты предупредил
жителей леса?
Если ребенок ошибся с обозначением погоды, то
его уже не поправляют.
Если у ребенка не получилось
правильно воспроизвести ритм, то взрослый повторяет тот же самый ритм еще раз и
опять просит ребенка повторить.
Всего в диагностической пробе № 1
повтор одного и того же ритма осуществляется 2 раза. При этом каждый раз
спрашивают, какую погоду маленький дятел передал по радио.
Независимо от того, правильно
получилось у ребенка отстучать ритм в диагностической пробе № 1 или нет,
переходят ко второй диагностической пробе.
Диагностическая проба № 2 (проводится
так, что ребенок не видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу
ритм).
Перед началом диагностической
пробы № 2 взрослый говорит ребенку: «Теперь большой дятел стал стучать как-то
иначе. Послушай и повтори точно также».
Взрослый отстукивает ритм: [тук-тук] пауза [тук _____тук _____тук] (что означает сильный ветер и дождь).
Взрослый обращается к ребенку:
- А теперь ты постучи точно
также.
После того, как ребенок закончит отстукивать
ритм, взрослый спрашивает:
- О какой погоде ты предупредил
жителей леса? О чем ты сообщил сначала, а о чем потом?
Если ребенок ошибся с обозначением
погоды, то его уже не поправляют.
Если у ребенка не получилось
правильно воспроизвести ритм, то взрослый повторяет тот же самый ритм еще раз и
опять просит ребенка повторить.
Всего в диагностической пробе № 2
повтор одного и того же ритма осуществляется 2 раза. При этом каждый раз
спрашивают, какую погоду маленький дятел передал по радио.
Примечания:
1 Если ребенок начинает
стучать карандашом, не прослушав ритм, который отстукивает взрослый, то
взрослый останавливает его и еще раз объясняет, что сначала клювом стучит
большой дятел, а маленький дятел начинает стучать только после того, как
закончит стучать большой дятел.
2. После всех попыток
ребенка повторить ритм его хвалят независимо от того, правильно получилось у
него или нет.
3. Только на этапе «Усвоение
правила обозначения» взрослый поправляет ребенка в случае ошибочного
обозначения погоды, еще раз объясняет ему и демонстрирует, какой ритм, что
обозначает, и предлагает снова обозначить ритм до тех пор, пока у ребенка ни
получится.
4. На этапе «Обучение» в
случае ошибочного обозначения погоды взрослый поправляет ребенка, объясняя ему,
как надо было правильно обозначить ритм, но не предлагает повторить заново
обозначение.
5. Если в диагностических пробах ребенок
неправильно говорит, какую погоду он передал, то его не поправляют.
Обработка результатов
Этап «Усвоение правила
обозначения»
На этапе «Усвоение правила
обозначения» фиксируют все ошибки ребенка по обозначению ритма погодой (с
помощью знаков «плюс» и «минус»). Затем подсчитывается общее количество ошибок
обозначения в каждом тренировочном ритме и результаты вносятся в протокол (см.
файл: Методика_ Дятел _Протокол).
Этап «Обучение»
На этапе «Обучение» фиксируют, с
какой попытки ребенок воспроизвел ритм или вообще не воспроизвел. При этом
результат не оценивается в баллах. В протоколе соответственно делают запись
римскими цифрами: I – с
первой попытки; II – со
второй попытки; III – с
третьей попытки; – (прочерк) – вообще не воспроизвел заданный ритм. Кроме того
каждый раз фиксируется с помощью знаков «плюс» и «минус» правильность
обозначения погоды, а затем подсчитывается, сколько раз ребенок ошибся при
обозначении погоды (см. файл: Методика_ Дятел _Протокол).
Диагностические пробы
За каждую диагностическую
пробу ребенок может получить от 0 до 2 баллов. Если он с первой попытки
в диагностической пробе сразу правильно воспроизвел ритм, то он получает 2
балла. Если он правильно воспроизвел ритм со второй попытки, то он получает 1
балл. Если ни с первой, ни со второй попытки он так и не смог воспроизвести
правильно ритм, то он получает 0 баллов.
За правильное или неправильное
обозначение передаваемой погоды баллы не выставляются, но фиксируется
правильность или ошибочность обозначения (знаками «+» и «–» ), а потом
подсчитывается общее количество неправильных обозначений погоды внутри
диагностической пробы.
Все результаты вносятся в
Протокол (см. файл: Методика_ Дятел _Протокол).
Таким образом, максимальное
количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике за звуковую
дифференциацию (воспроизведение ритма) – 4.
Если ребенок получает меньше
чем 2 балла, то считается, что он не справился с заданием.
Если ребенок получает 0, то
это означает, что он не смог ни разу правильно воспроизвести заданный ритм даже
в условиях игры, то есть он не справляется с звуковой дифференциацией даже в
зоне ближайшего развития.
Вся обработка результатов дана в простой формальной форме в
бланке протокола.
По результатам методики
«Дятел» делаются выводы о развитии у ребенка:
- ритмической дифференциации;
- сенсомоторной координации
(ухо-глаз-рука или только ухо-рука;
- внимания (проявляющегося здесь в области сенсомоторного развития,
а именно в координации деятельности уха, глаза и руки или только уха и руки);
- семиотической функции (функция обозначения);
- обучаемости;
- способности к запоминанию информации;
- произвольной регуляции поведения.
При необходимости назначается
соответствующая развивающая работа с ребенком.
Оформление результатов
Результаты подробно записываются
в протокол на каждого ребенка отдельный протокол. Затем заполняется сводная
таблица по результатам методики «Дятел» на всех детей группы.
В ходе эксперимента
участники эксперимента заполняют дополнительную сводную таблицу (см. файл:
Методика_ Дятел _Сводная таблица А).
Методика «Дятел»
_________ Протокол №
Испытуемый:
Фамилия, имя -
Число, месяц, год рождения -
Количество полных лет и месяцев на
момент проведения обследования -
Место проведения обследования:
Кто проводил обследование (должность, Ф.И.О.):
Дата проведения обследования:
Время проведения обследования:
Начало -
Конец –
Длительность обследования по методике:
Перед началом работы
внимательно прочтите описание методики (обратите внимание на примечания)
и указания[3] к проведению
методики в данном протоколе.
УСВОЕНИЕ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ
(проводится так, что
ребенок видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу ритм)
Э[4].
Послушай, о какой погоде сообщил дятел?
Дается первый тренировочный ритм: [тук _____ тук _____
тук _____ тук][5] (что означает дождь).
И[6]. (фиксируется содержательный ответ испытуемого и
отмечается знаком «+» или «–» правильность или ошибочность ответа; в случае
нескольких попыток (см. ниже Указания к этапу «Усвоение правила обозначения»)
- ответы записываются в столбик один под
другим)
Э. А сейчас о какой погоде сообщил дятел?
Дается второй тренировочный ритм: [тук-тук-тук-тук][7] (что означает ветер).
И.
(фиксируется содержательный ответ испытуемого
и отмечается знаком «+» или «–» правильность или ошибочность ответа; в случае
нескольких попыток (см. ниже Указания к этапу «Усвоение правила обозначения»)
- ответы записываются в столбик один под
другим)
Э. А теперь о какой погоде сообщил дятел?
Дается третий тренировочный ритм: [тук-тук-тук] пауза
[тук _____ тук _____ тук] (что означает ветер,
потом дождь).
И.
(фиксируется содержательный ответ испытуемого
и отмечается знаком «+» или «–» правильность или ошибочность ответа; в случае
нескольких попыток (см. ниже Указания к этапу «Усвоение правила обозначения»)
- ответы записываются в столбик один под
другим)
Количество ошибочных обозначений погоды:
1 тренировочный ритм –
2 тренировочный ритм –
3
тренировочный ритм –
ОБУЧЕНИЕ
(проводится так, что
ребенок видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу ритм)
Э.Взрослый
отстукивает ритм: [Тук _____ тук] пауза [тук-тук] (что означает дождь и сильный ветер)
И.
(см. ниже Указания к этапу «Обучение»)
I
II
III
–
Количество
ошибочных обозначений погоды:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОБА № 1
(проводится так, что
ребенок не видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу ритм)
Э.
Взрослый отстукивает ритм:
[тук-тук] пауза [тук-тук] (что
означает сильный ветер).
И.
(см. ниже Указания к Диагностической
пробе № 1)
I
II
Количество баллов:
Количество ошибочных обозначений погоды:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОБА № 2
(проводится так, что
ребенок не видит, как взрослый отстукивает карандашом по столу ритм)
Э.
Взрослый отстукивает ритм: [тук-тук] пауза
[тук _____тук _____тук] (что означает сильный ветер и дождь).
И.
(см. ниже Указания к Диагностической
пробе № 2)
I
II
Количество баллов:
Количество ошибочных обозначений погоды:
ОБЩИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
________________________________________________________________
(указать
Ф.И.ребенка и дату рождения)
1. Ритмическая дифференциация
(воспроизведение ритма)
Общее количество баллов за воспроизведение ритма (по
двум диагностическим пробам) –
Вывод:
(выберите
нужный вывод и обведите его кружком):
1. Ритмическая дифференциация развита хорошо (4
балла). +
2. Ритмическая дифференциация развита на среднем
уровне (2-3 балла). +/-
3. Ритмическая дифференциация развита плохо (0-1
балл). –
4. Ритмическая дифференциация не осуществляется даже в
зоне ближайшего развития (0 баллов).
2. Семиотическая функция
(функция обозначения)
Количество ошибок по обозначению погоды (на этапе
«Усвоение правила обучения») –
Количество ошибок по обозначению погоды (на
этапе «Обучение») –
Количество ошибок по обозначению погоды (по двум
диагностическим пробам) –
Общее количество ошибок по обозначению погоды –
Вывод:
(выберите
нужный вывод и обведите его кружком; дополнительную информацию внутри вывода
отметьте значком Ö):
1. Семиотическая функция развита хорошо
(вообще нет ошибок обозначения погоды ни на одном этапе работы) +
2. Семиотическая функция развита на среднем
уровне (нет ошибок ни в одной диагностической пробе, но есть ошибки на
других этапах): +/-
- ошибки
только на этапе «Усвоение правила обучения»
-
ошибки только на этапе «Обучение»
-
ошибки и на этапе «Усвоение правила обучения», и на этапе «Обучение»
3. Семиотическая функция развита слабо (есть
ошибки на всех этапах работы) –
3. Обучаемость (обозначение
ритма погодой)
Вывод:
(выберите
нужный вывод и обведите его кружком):
- у ребенка хорошая обучаемость (вообще нет ошибок по обозначению ритма погодой или есть небольшое количество ошибок только на этапе «Усвоение правила обучения»). +
- у ребенка средняя обучаемость (есть ошибки и на этапе «Усвоение правила обучения», и на этапе «Обучение»). +/-
- у ребенка слабая обучаемость (есть ошибки на всех этапах работы).
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕТОДИКИ «ДЯТЕЛ» И ОФОРМЛЕНИЮ
ПРОТОКОЛА
Указания к этапу «Усвоение правила обозначения»:
Если ребенок ошибается в обозначении какого-либо
тренировочного ритма, то взрослый опять говорит и демонстрирует ему, какой ритм
какую погоду обозначает, а потом еще раз дается тот тренировочный ритм, на
котором ребенок ошибся. В случае новой ошибки обучение повторяется снова и так
до тех пор, пока ребенок запомнит и сможет правильно обозначить ритм.
В соответствующей строке вписывается общее количество
ошибочных обозначений по каждому тренировочному ритму.
Указания к этапу «Обучение»:
Напротив римской цифры I запишите условным обозначением, какой ритм
воспроизвел ребенок, затем содержательно
укажите, какую погоду он назвал на этот ритм (в скобках знаком «+» или «–»
отметьте правильность обозначения погоды).
Если ритм воспроизведен правильно, то сразу переходите
к первой диагностической пробе.
Если ритм воспроизведен неправильно, то повторите ритм
еще раз. Результат запишите напротив римской цифры II (процедура записи, как в первый раз). При правильном
воспроизведении ритма на этот раз переходите к первой диагностической пробе,
если ритм опять воспроизведен неправильно, то повторите ритм последний третий
раз (процедура записи, как в первый раз).
После третьей попытки ребенка воспроизвести ритм на
этапе «Обучение» независимо от результата переходите к первой диагностической
пробе. Если ребенок ни с одной из трех попыток не смог правильно воспроизвести
ритм, то знак «–», находящийся в
столбике под римскими цифрами, обведите в кружок.
Таким образом, в протоколе видно, с какой
попытки /первой, второй или третьей/ испытуемый правильно воспроизвел ритм, или
он ни с одной попытки не смог воспроизвести ритм. После каждой попытки
воспроизведения ритма знаком «+» или «–» отмечается правильность обозначения
погоды. Затем подсчитывается общее количество ошибочных обозначений погоды и
вписывается в соответствующую строку.
Указания к Диагностической пробе № 1:
Напротив римской цифры I запишите условным обозначением, какой ритм
воспроизвел ребенок, затем содержательно
укажите, какую погоду он назвал на этот ритм (в скобках знаком «+» или «–»
отметьте правильность обозначения погоды).
Если ритм воспроизведен правильно, то сразу переходите
ко второй диагностической пробе.
Если ритм воспроизведен неправильно, то повторите ритм
еще раз. Результат запишите напротив римской цифры II (процедура записи, как в первый раз).
Независимо от того, правильно или нет ребенок
воспроизвел ритм со второй попытки, переходите ко второй диагностической
пробе.
Если ребенок правильно воспроизвел ритм
диагностической пробы № 1 с первой попытки, то он получает 2 балла, если – со
второй попытки, то он получает 1 балл, если он ни с одной из двух попыток не
смог правильно воспроизвести ритм, то он получает 0 баллов. Количество баллов
по диагностической пробе № 1 вписывается в соответствующую строку.
После каждой попытки воспроизведения ритма знаком «+»
или «–» отмечается правильность обозначения погоды. Затем подсчитывается общее
количество ошибочных обозначений погоды и вписывается в соответствующую строку.
Указания к Диагностической пробе № 2:
Напротив римской цифры I запишите условным обозначением, какой ритм
воспроизвел ребенок, затем содержательно
укажите, какую погоду он назвал на этот ритм (в скобках знаком «+» или «–»
отметьте правильность обозначения погоды).
Если ритм воспроизведен правильно, то на этом методика
заканчивается.
Если ритм воспроизведен неправильно, то повторите ритм
еще раз. Результат запишите напротив римской цифры II (процедура записи, как в первый раз).
Независимо от того, правильно или нет ребенок
воспроизвел ритм со второй попытки, методика заканчивается.
Если ребенок правильно воспроизвел ритм
диагностической пробы № 2 с первой попытки, то он получает 2 балла, если – со
второй попытки, то он получает 1 балл, если он ни с одной из двух попыток не
смог правильно воспроизвести ритм, то он получает 0 баллов. Количество баллов
по диагностической пробе № 2 вписывается в соответствующую строку.
После каждой попытки воспроизведения ритма знаком «+»
или «–» отмечается правильность обозначения погоды. Затем подсчитывается общее
количество ошибочных обозначений погоды и вписывается в соответствующую строку.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание, что только на этапе «Усвоение
правила обозначения» взрослый поправляет ребенка в случае ошибочного
обозначения погоды, еще раз объясняет ему и демонстрирует, какой ритм, что
обозначает, и предлагает снова обозначить ритм до тех пор, пока у ребенка ни
получится.
На этапе «Обучение» в случае ошибочного обозначения
погоды взрослый поправляет ребенка, объясняя ему, как надо было правильно
обозначить ритм, но не предлагает повторить заново обозначение.
В диагностических пробах взрослый вообще не поправляет
ребенка в случае ошибочных ответов.
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая
или подготовительная)
Ф.И.О. контактного
лица
Адрес электронной
почты
Методика «Дятел»_Сводная таблица
Примечание:
1.
На каждую группу заполняется отдельная таблица.
2.
Графа «Дата рождения» заполняется следующим
образом: например, ребенок родился
5 апреля 2002 года. В графе пишем: 5.04.2002.
3.
Графа «Количество лет и месяцев на момент обследования»
заполняется следующим образом:
например, 5 лет 0 мес. или 5 лет 5 мес. или 5 лет 6
мес. и т.д.
4.
В сводную таблицу переносятся данные из индивидуальных
протоколов, раздел «Общий результат».
5.
Посчитать и проставить перед лиловом квадратиком,
сколько в среднем требуется минут на проведение данной методики. Для этого
сложить время, затраченное на проведение методики по каждому ребенку, и
разделить на количество детей.
ПРИМЕР заполнения Сводной таблицы по методике «Дятел» :
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
В скобках –
сколько
минут выполнял
методику
|
Методика «Дятел»
|
||
Ритмическая
дифференциация:
Общее кол-во баллов.
В скобках уровень (+, -,
+/-)
|
Семиотическая функция:
Общее кол-во ошибок.
В скобках уровень
(+, -, +/-)
|
Обучаемость:
Уровень
(+, -, +/-)
|
||||
1
|
Петров Василий
|
3. 05. 2002
|
5 лет 5 мес.
(10 мин.)
|
1 (-)
|
9 (-)
|
-
|
2.
|
Широкова
Светлана
|
12.10. 2002
|
5 лет 0 мес.
(12 мин.)
|
1 (-)
|
13 (-)
|
-
|
3
|
Загорецкая Татьяна
|
7. 03. 2002
|
5 лет 7 мес.
|
3 (+/-)
|
0 (+)
|
+
|
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая
или подготовительная)
Ф.И.О. контактного
лица
Адрес электронной
почты
Методика
«Дятел»_Сводная таблица
В среднем на проведение методики с одним ребенком
требуется … минут.
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
В скобках –
сколько
минут выполнял
методику
|
Методика «Дятел»
|
||
Ритмическая
дифференциация:
Общее кол-во баллов.
В скобках уровень (+, -,
+/-)
|
Семиотическая функция:
Общее кол-во ошибок.
В скобках уровень
(+, -, +/-)
|
Обучаемость:
Уровень
(+, -, +/-)
|
||||
1
|
||||||
2.
|
||||||
3
|
||||||
4
|
||||||
5
|
||||||
6
|
||||||
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая
или подготовительная)
Ф.И.О. контактного
лица
Адрес электронной
почты
Методика «Дятел»_Сводная таблица_ А (заполняется только
во время эксперимента)
Примечание:
6.
На каждую группу заполняется отдельная таблица.
7.
Графа «Дата рождения» заполняется следующим
образом: например, ребенок родился
5 апреля 2002 года. В графе пишем: 5.04.2002.
8.
Графа «Количество лет и месяцев на момент обследования»
заполняется следующим образом:
например, 5 лет 0 мес. или 5 лет 5 мес. или 5 лет 6
мес. и т.д.
9.
В сводную таблицу заносятся данные из соответствующих
разделов Протокола.
10. В
графе «Обучение» ставится римская цифра (I, II или
III), соответственно
обозначающая с какого раза (с первого, второго или третьего) ребенок воспроизвел
ритм. Если ребенок так и не смог воспроизвести ритм, то ставится прочерк –
. В скобках арабскими цифрами указывается, сколько раз ребенок ошибался при
обозначении погоды: сначала ставится число ошибок на этапе «Усвоение правила
обозначения», а потом (через ;) – на этапе «Обучение».
11. В
графах (1 проба; 2 проба) в скобках указывается правильность обозначения погоды
(знаками «плюс» и «минус») в каждой попытке внутри пробы. Если было две
попытки, то будет два знака. Если была одна попытка, то будет один знак.
12. Посчитать
и проставить перед лиловом квадратиком, сколько в среднем требуется минут на
проведение данной методики. Для этого сложить время, затраченное на проведение
методики по каждому ребенку, и разделить на количество детей.
ПРИМЕР заполнения Сводной таблицы А по методике
«Дятел»:
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
В скобках –
сколько
минут выполнял
методику
|
Методика «Дятел»
|
||
Обучение:
С какого раза получился
ритм.
В скобках
сколько раз ошибался в обозначении погоды на первых двух этапах
|
Диагностическая проба № 1:
Кол-во баллов за ритм.
В скобках
правильность обозначения погоды в каждой попытке (+, - )
|
Диагностическая проба №
2:
Кол-во баллов за ритм.
В скобках
правильность обозначения погоды в каждой попытке (+, - )
|
||||
1
|
Петров Василий
|
3. 05. 2002
|
5 лет 5 мес.
(10 мин.)
|
III
(4; 2)
|
0 (- -)
|
1(- +)
|
2.
|
Широкова
Светлана
|
12.10. 2002
|
5 лет 0 мес.
(12 мин.)
|
- (6; 3)
|
0 (- -)
|
1 (- -)
|
3
|
Загорецкая Татьяна
|
7. 03. 2002
|
5 лет 7 мес.
|
I (0;
0)
|
1 (+ +)
|
2 (+)
|
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая
или подготовительная)
Ф.И.О. контактного
лица
Адрес электронной
почты
Методика «Дятел»_Сводная таблица_ А
В среднем на проведение методики с одним ребенком
требуется … минут.
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
В скобках –
сколько
минут выполнял
методику
|
Методика «Дятел»
|
||
Обучение:
С какого раза получился
ритм.
В скобках
сколько раз ошибался в обозначении погоды на первых двух этапах
|
Диагностическая проба № 1:
Кол-во баллов за ритм.
В скобках
правильность обозначения погоды в каждой попытке (+, - )
|
Диагностическая проба №
2:
Кол-во баллов за ритм.
В скобках
правильность обозначения погоды в каждой попытке (+, - )
|
||||
1
|
||||||
2
|
||||||
3
|
||||||
4
|
||||||
5
|
||||||
6
|
||||||
7
|
||||||
8
|
||||||
9
|
||||||
10
|
||||||
[1] _____
длинный прочерк означает паузу между постукиваниями, то есть удары карандаша
разделены паузой.
[2]
- дефис означает постукивания без паузы,
то есть удары карандаша следуют один за другим без паузы.
[3]
Указания (с.4 Протокола) достаточно распечатать один раз для всех протоколов (в
целях экономии бумаги).
[4] Э. –
сокращение от слова «экспериментатор». Под этим знаком всегда идут слова
взрослого.
[5] _____ длинный прочерк означает паузу между
постукиваниями, то есть удары карандаша разделены паузой.
[6] И. –
сокращение от слова «испытуемый». Под этим знаком всегда идут слова ребенка.
[7]
- дефис означает постукивания без паузы,
то есть удары карандаша следуют один за другим без паузы.
Здравствуйте, Елена. Спасибо, что поделились такой полезной методикой! Здорово, что все можно провести в игровой, сказочной форме!
ОтветитьУдалить