20 июля, 2014

Почему ребенок ворует


В своей профессиональной деятельности педагоги не раз сталкиваются с ситуацией, когда кто-то из воспитанников берет без разрешения чужие вещи. Происходит это по самым разным причинам, но чаще всего ребенок делает это неосознанно.
Чтобы в дальнейшем за ним не закрепился ярлык «маленький воришка», важной задачей воспитателей, педагогов-психологов и его родителей является выяснение основных причин такого поведения ребенка и проведение своевременной коррекционной работы.
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с педагогом-психологом ситуацию, если их ребенок совершил «ужасный» поступок – украл деньги или присвоил чужую вещь.
Для решения данной проблемы необходимо определить мотивы, движущие ребенком. Можно выделить следующие мотивы:
- чувство обделенности в чем-то. Такая ситуация возможна, если ребенок из необеспеченной семьи, и его родители не могут позволить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей;
- желание владеть чем-либо. Иногда малыш кладет в карман игрушку просто по привычке, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное. Представление о том, что такое «мое» и «чужое» появляется у ребенка после трех лет, когда начинает развиваться самосознание. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не значит, что они уже закрепились. Никому и в голову не придет называть вором 2-3 летнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Кроме того, дети могут считать, что не делают ничего плохого, так как сами родители подают им дурной пример – например, рассказывают, как они кого-нибудь обхитрили, обманули, а ребенок берет этот способ поведения «на вооружение»;
- желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Этот мотив также связан с непониманием отрицательной оценки краж у дошкольников и незнанием понятий «мое» и «чужое». Можно ли считать воришкой 5-летнего мальчика, который, испытывая симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения тоже принадлежат ему.
- желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи – своеобразная реакция детей на травмирующие обстоятельства жизни. Например, дефицит внимания и любви в семье может вызвать дополнительные мотивации к краже. Так, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, может раздать их другим детям, чтобы таким образом «купить» их дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
- желание отомстить из-за недостатка внимания в семье. В педагогической практике есть примеры, когда старшие дети постоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестер. Они совершали это потому, что в семье явно предпочитали им младших сыновей и дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.
Важно помнить, что такое явление как воровство имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего, семейные.
Существует мнение, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Между тем, в последнее время участились случаи воровства среди детей, проживающих в благополучных семьях. И в первом, и во втором случае воровство детей – последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях главным стимулятором детей к краже является низкий материальный достаток и аморальное поведение самих родителей. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве педагогических воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
- отсутствие последовательности, когда в одной ситуации ребенка могут наказывать, а вдругой  - «закрывать» глаза на его проступок;
- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку (такая ситуация характерна для семей, где есть бабушки и дедушки, которые не могут договориться между собой, а также в семье, где ребенка воспитывает одна мама);
- «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом;
- вседозволенность, которая возникает в условиях воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
- тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность методов воспитания, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Педагогическая непоследовательность родителей стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулировать мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия соласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые нервируют как их непосредственных, так и невольных участников, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях дети часто вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.
Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одновременно принося с работы то, что «плохо лежит». Ребенок,  искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.
Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера ребенка приводит к тому, что он не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей « обратную связь» - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов.
Желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка не менее пагубно влияет на развитие его личности. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в моменты, когда на них не обращают внимание. Это способствует развитию лживости, двойной морали.
Опасный симптом, если ребенок берет все, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берет также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть заболеванием, и нужно обратиться за консультацией к врачу.
Таким образом, одним из первых шагов педагога-психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов его поступка, а также выявление особенностей семейного воспитания.


С целью сбора информации можно порекомендовать следующие диагностические мероприятия:
- беседа с воспитателями – для выявления поведенческих особенностей ребенка в группе  сверстников и общении со взрослыми;
- беседа с родителями ребенка – для сбора краткого анамнеза ребенка, получения информации о методах воспитания и его поведении в семье, наличии у него игрушек, их функционального назначения и частоты приобретения;
- наблюдение за ребенком в группе на занятиях и во время самостоятельных игр детей;
- беседа с самим ребенком – для выявления подробностей внутрисемейных отношений  и роли ребенка в семье («Интервью с ребенком» А.И. Захаров);
- проективная методика «Рисунок семьи», направленная на выявление субъективной оценки ребенком своей семьи, своего места в  ней, его отношений с другими членами семьи;
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного (А.П.Венгер) направленная на исследование личности ребенка;
- проективная методика «День Рождения» (М. Панфилова), направленная на выявление особенностей взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также с членами его семьи;
- тест «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине), направленный на изучение  эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление его уверенности/неуверенности в родительской любви;
- тест детской апперцепции «CAT» (E. Kris), разработанный для изучения проблем конкуренции братьев-сестер, освещение отношения к родителям, фантазий ребенка об агрессии, принятия взрослого мира, страха остаться одному, поведения, касающегося туалета и родительских реакций на это;
- тест «Лесенка» (В.Г. Щур), направленный на выявление особенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения;
- тест «да и нет» (Н.И. Гуткина), направленный на выявление мнения ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности (модификация известной детской игры «Да и нет не говорите, черного и белого не берите»).

По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 12, 2008





1 комментарий:

  1. Полезная статья, Елена! Скажите, а есть ли конкретные рекомендации, как правильно учить ребенка не брать чужое?
    Мы к примеру, говорим так: "нельзя брать чужие игрушки без проса, надо спросить можно ли посмотреть, поиграть; предложить свои, поменяться... и т.п." Поначалу вообще запрещали "прикасаться" к чужим игрушкам, но поняли что это не выход - детям интересно и плюс многие брали игрушки дочери, а она не понимала почему ей нельзя, а другие берут у нее... Всех же детей не будешь учить... Поэтому выбрали другую тактику - спрашивать и предлагать поиграть своими.

    ОтветитьУдалить