(разработана
Н.И.Гуткиной, 2007)
Общая характеристика методики.
Методика позволяет увидеть, как у ребенка развито воображение
(придумывание объектов заданной формы из головы, без опоры на зрительно
воспринимаемые) и образное мышление (соответствие придуманного
объекта заданной форме).
Методика относится к
клиническому методу, не является тестом и потому не предполагает получение
нормативных показателей.
Методика проводится индивидуально.
Инструкция:
Представь себе, что волшебник
подарил тебе необыкновенные очки: когда их надеваешь и смотришь на мир, то ты
не видишь окружающие тебя предметы, а видишь только их форму. Например, если
посмотреть через эти очки на луну, то луну не увидишь, а увидишь круг. Понятно?
(Если ребенок понял, то ему предлагают следующую игру).
Давай поиграем с этими
необыкновенными очками. Представь себе эти очки. Вот мы берем их и как будто на
себя надеваем (взрослый надевает на себя воображаемые очки и предлагает сделать
то же самое ребенку). А теперь посмотри сюда, что ты здесь видишь? (ребенку
показывают лист бумаги, на которой нарисован круг).
После того, как ребенок скажет, что это – круг, ему говорят: «Не забудь, что на
тебе волшебные очки, а потому ты не видишь сам предмет, а видишь только его
форму. Как ты думаешь, на что ты сейчас смотришь? Назови.» После того, как
ребенок назовет какой-нибудь объект, его просят не останавливаться и продолжать
называть то, что через эти очки может казаться круглым (или заданной формы).
На это задание отводится 3 минуты.
Обработка результатов:
В протоколе фиксируются все названные за 3 минуты ребенком
объекты, при этом отмечается, сколько из них названо правильно (то есть
названные объекты действительно имеют заданную форму) и сколько – названо
ошибочно (то есть названные объекты на самом деле имеют какую-то другую форму).
Взрослый наблюдает за ребенком во
время игры и отмечает, ищет ли ребенок объекты в окружающей его обстановке, или
он выдумывает их «из головы», без зрительной опоры на окружающую обстановку, то
есть представляя и воображая. Результаты наблюдения заносятся в протокол, а
затем в сводную таблицу результатов.
По
результатам методики «Волшебные очки» делаются выводы о развитии у ребенка:
воображения и образного мышления.
При необходимости назначается соответствующая развивающая работа с
ребенком.
Оформление результатов:
Ответы каждого ребенка заносятся
в отдельный протокол, а затем
переносятся в сводную таблицу результатов по методике «Волшебные очки».
На каждую группу детей составляется отдельная сводная таблица.
Методика «Волшебные
очки» _________ Протокол №
Испытуемый:
Фамилия, имя -
Число, месяц, год рождения -
Количество полных лет и месяцев на
момент проведения обследования -
Место проведения обследования:
Кто проводил обследование (должность, Ф.И.О.):
Дата проведения обследования:
Время проведения обследования:
Начало -
Конец –
Длительность обследования по методике: 3 минуты
Перед началом работы внимательно прочтите описание
методики.
Объекты,
названные ребенком за 1-ю минуту:
Объекты,
названные ребенком за 2-ю минуту:
Объекты,
названные ребенком за 3-ю минуту:
ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
Общее
количество названных объектов:
Количество
правильно названных объектов (форма соответствует заданной):
Количество объектов, придуманных
«из головы» (без опоры на окружающую обстановку):
ОБЩИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
1.Воображение (придумывание
объектов)
Отметьте
в нижеприведенных вариантах, как ребенок работает (поставьте значок Ö):
Ребенок легко придумывает различные
объекты «из головы» (без опоры на окружающую обстановку)
Ребенок с трудом придумывает
различные объекты «из головы» (без опоры на окружающую обстановку)
Ребенок называет только
объекты, которые видит вокруг себя
Вывод:
(выберите
нужный вывод и обведите его кружком):
- Воображение
развито хорошо (легко придумывает различные объекты «из головы»)
+
- Воображение
развито средне (с трудом придумывает различные объекты «из головы»)
) +/-
3.
Воображение развито плохо (называет только
объекты, которые видит вокруг себя) –
2.
Образное мышление (соответствие названных объектов заданной форме)
Вывод:
(выберите
нужный вывод и обведите его кружком):
- Образное
мышление развито хорошо (все объекты правильной, заданной формы) +
- Образное
мышление развито средне (встречаются объекты другой, не заданной
формы) +/-
- Образное
мышление развито плохо (большинство объектов другой, не заданной
формы) –
Примечание:
1.
На каждую группу заполняется отдельная таблица.
2.
Графа «Дата рождения» заполняется следующим
образом: например, ребенок родился
5 апреля 2002
года. В графе пишем: 5.04.2002.
3.
Графа «Количество лет и месяцев на момент обследования»
заполняется следующим
образом: например, 5 лет 0 мес. или 5 лет 5 мес. или 5 лет 6 мес. и т.д.
4.
В сводную таблицу переносятся данные из индивидуальных
протоколов, раздел «Общий результат».
Методика
«Волшебные очки»_Сводная таблица
На проведение
методики с одним ребенком требуется
3 минуты.
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
|
Методика «Волшебные очки»
|
||
Кол-во названных объектов,
(в скобках -
кол-во правильно названных
объектов)
|
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
|
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
|
||||
1
|
||||||
2
|
||||||
3
|
||||||
4
|
||||||
5
|
||||||
6
|
||||||
7
|
||||||
8
|
||||||
9
|
||||||
10
|
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая или подготовительная)
Ф.И.О. контактного лица
Адрес электронной почты
Методика
«Волшебные очки»_Сводная таблица (продолжение)
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
|
Методика «Волшебные очки»
|
||
Кол-во названных объектов,
(в скобках -
кол-во правильно названных
объектов)
|
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
|
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
|
||||
11
|
||||||
12
|
||||||
13
|
||||||
14
|
||||||
15
|
||||||
16
|
||||||
17
|
||||||
18
|
||||||
19
|
||||||
20
|
||||||
21
|
||||||
22
|
||||||
23
|
||||||
24
|
||||||
25
|
||||||
26
|
||||||
27
|
Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая или подготовительная)
Ф.И.О. контактного лица
Адрес электронной почты
Методика
«Волшебные очки»_Сводная таблица (продолжение)
№
|
Фамилия Имя
(в алфавитном порядке)
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
|
Методика «Волшебные очки»
|
||
Кол-во названных объектов,
(в скобках -
кол-во правильно названных
объектов)
|
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
|
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
|
||||
28
|
||||||
29
|
||||||
30
|
||||||
Если
методика повторяется часто, то ребенку предлагают разные формы.
Литература: Н.И.Гуткина //Психолог в детском саду. - 2007. - №4. с.5-7
Елена, спасибо за такой подробный обзор методики! А Вы не могли бы указать поподробнее, в какой именно литературе (редакции, издательстве) Вы этот материал взяли? Для того, чтобы применить это в деятельности мне, по нашим требованиям, необходимо указать не только автора, год, но и источник библиографический. Литература по обследованию есть, однако, в ней именно данная методика отсутствует... ( Заранее спасибо! Кстати, на её основе может получиться и просто чудесная игра!
ОтветитьУдалитьПрошу прощения, Екатерина - забыла указать литературу. Исправилась. А методика действительно интересная - можно провести в форме игры.
ОтветитьУдалитьСпасибо. :)
УдалитьЕлена, получите от меня награду блогу! http://reshetova.blogspot.ru/2014/06/blog-post_11.html
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо, Алена! Мне очень приятно!
УдалитьДоброго времени суток, Елена Юрьевна! Получите достойную награду
ОтветитьУдалитьhttp://zavmbdouds1pokrov.blogspot.ru/2014/06/blog-post_15.html#more
Большое спасибо, Светлана Стасисовна!
УдалитьЗдравствуйте. Елена. Очень интересная методика. Обязательно поиграем с детьми в группе. Современные дети, к сожалению, не умеют воображать. Им навязывают уже готовые образы, не развивая детское воображение.А мы знаем как они любят придумывать, приукрашивать!Успехов Вам!
ОтветитьУдалитьВы правы, Алена. Воображение - это одна из фундаментальных характеристик человека. Как говорил филосов Ильенков: "Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты"
ОтветитьУдалить