09 июня, 2014

Диагностика "Волшебные очки"

(разработана Н.И.Гуткиной, 2007)
Общая характеристика методики. Методика позволяет увидеть, как у ребенка развито воображение (придумывание объектов заданной формы из головы, без опоры на зрительно воспринимаемые) и образное мышление (соответствие придуманного объекта заданной форме).
Методика относится к клиническому методу, не является тестом и потому не предполагает получение нормативных показателей.
Методика проводится индивидуально.
Инструкция:

Представь себе, что волшебник подарил тебе необыкновенные очки: когда их надеваешь и смотришь на мир, то ты не видишь окружающие тебя предметы, а видишь только их форму. Например, если посмотреть через эти очки на луну, то луну не увидишь, а увидишь круг. Понятно? (Если ребенок понял, то ему предлагают следующую игру).
Давай поиграем с этими необыкновенными очками. Представь себе эти очки. Вот мы берем их и как будто на себя надеваем (взрослый надевает на себя воображаемые очки и предлагает сделать то же самое ребенку). А теперь посмотри сюда, что ты здесь видишь? (ребенку показывают лист бумаги, на которой нарисован круг). После того, как ребенок скажет, что это – круг, ему говорят: «Не забудь, что на тебе волшебные очки, а потому ты не видишь сам предмет, а видишь только его форму. Как ты думаешь, на что ты сейчас смотришь? Назови.» После того, как ребенок назовет какой-нибудь объект, его просят не останавливаться и продолжать называть то, что через эти очки может казаться круглым (или заданной формы).
На это задание отводится 3 минуты.
Обработка результатов:
В протоколе фиксируются все названные за 3 минуты ребенком объекты, при этом отмечается, сколько из них названо правильно (то есть названные объекты действительно имеют заданную форму) и сколько – названо ошибочно (то есть названные объекты на самом деле имеют какую-то другую форму).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры и отмечает, ищет ли ребенок объекты в окружающей его обстановке, или он выдумывает их «из головы», без зрительной опоры на окружающую обстановку, то есть представляя и воображая. Результаты наблюдения заносятся в протокол, а затем в сводную таблицу результатов.
По результатам методики «Волшебные очки» делаются выводы о развитии у ребенка: воображения и образного мышления.
При необходимости назначается соответствующая развивающая работа с ребенком.
Оформление результатов:
Ответы каждого ребенка заносятся в отдельный протокол, а затем переносятся в сводную таблицу результатов по методике «Волшебные очки».
На каждую группу детей составляется отдельная сводная таблица.
Методика «Волшебные очки» _________ Протокол №
Испытуемый:
Фамилия, имя -
Число, месяц, год рождения -
Количество полных лет и месяцев на момент проведения обследования -
Место проведения обследования:
Кто проводил обследование (должность, Ф.И.О.):
Дата проведения обследования:
Время проведения обследования:  Начало -                                Конец –
Длительность обследования по методике: 3 минуты

Перед началом работы внимательно прочтите описание методики.
Объекты, названные ребенком за 1-ю минуту:


Объекты, названные ребенком за 2-ю минуту:


Объекты, названные ребенком за 3-ю минуту:

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Общее количество названных объектов:
Количество правильно названных объектов (форма соответствует заданной):
Количество объектов, придуманных «из головы» (без опоры на окружающую обстановку):
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.Воображение (придумывание объектов)
Отметьте в нижеприведенных вариантах, как ребенок работает (поставьте значок Ö):
Ребенок легко придумывает различные объекты «из головы» (без опоры на окружающую обстановку)
Ребенок с трудом придумывает различные объекты «из головы» (без опоры на окружающую обстановку)
Ребенок называет только объекты, которые видит вокруг себя
Вывод:
(выберите нужный вывод и обведите его кружком):
  1. Воображение развито хорошо (легко придумывает различные объекты «из головы») +
  2. Воображение развито средне (с трудом придумывает различные объекты «из головы») ) +/-
3.     Воображение развито плохо (называет только объекты, которые видит вокруг себя)
2. Образное мышление (соответствие названных объектов заданной форме)
Вывод:
(выберите нужный вывод и обведите его кружком):
  1. Образное мышление развито хорошо (все объекты правильной, заданной формы) +
  2. Образное мышление развито средне (встречаются объекты другой, не заданной формы) +/-
  3. Образное мышление развито плохо (большинство объектов другой, не заданной формы)

Примечание:
1.     На каждую группу заполняется отдельная таблица.

2.     Графа «Дата рождения» заполняется следующим образом:     например, ребенок родился
5 апреля 2002 года. В графе пишем: 5.04.2002.

3.     Графа «Количество лет и месяцев на момент обследования» заполняется следующим                образом: например, 5 лет 0 мес. или 5 лет 5 мес. или 5 лет 6 мес. и т.д.

4.     В сводную таблицу переносятся данные из индивидуальных протоколов, раздел «Общий результат».

Методика «Волшебные очки»_Сводная таблица

На проведение методики с одним ребенком требуется           3  минуты.


Фамилия                     Имя
(в алфавитном порядке)
Дата рождения
(число, месяц, год)
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
Методика «Волшебные очки»
Кол-во  названных объектов,
(в скобках - 
кол-во правильно названных объектов)
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая или подготовительная)
Ф.И.О. контактного лица
Адрес электронной почты

Методика «Волшебные очки»_Сводная таблица (продолжение)

Фамилия                     Имя
(в алфавитном порядке)
Дата рождения
(число, месяц, год)
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
Методика «Волшебные очки»
Кол-во  названных объектов,
(в скобках - 
кол-во правильно названных объектов)
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
11






12






13






14






15






16






17






18






19






20






21






22






23






24






25






26






27







Регион
Учреждение (ДОУ №)
Группа (старшая или подготовительная)
Ф.И.О. контактного лица
Адрес электронной почты

Методика «Волшебные очки»_Сводная таблица (продолжение)

Фамилия                     Имя
(в алфавитном порядке)
Дата рождения
(число, месяц, год)
Кол-во лет
и месяцев на
момент обследования
Методика «Волшебные очки»
Кол-во  названных объектов,
(в скобках - 
кол-во правильно названных объектов)
Воображение:
Уровень
(+, -, +/-)
Образное мышление:
Уровень
(+, -, +/-)
28






29






30













































































































Если методика повторяется часто, то ребенку предлагают разные формы.


Литература: Н.И.Гуткина //Психолог в детском саду. - 2007. - №4. с.5-7


9 комментариев:

  1. Елена, спасибо за такой подробный обзор методики! А Вы не могли бы указать поподробнее, в какой именно литературе (редакции, издательстве) Вы этот материал взяли? Для того, чтобы применить это в деятельности мне, по нашим требованиям, необходимо указать не только автора, год, но и источник библиографический. Литература по обследованию есть, однако, в ней именно данная методика отсутствует... ( Заранее спасибо! Кстати, на её основе может получиться и просто чудесная игра!

    ОтветитьУдалить
  2. Прошу прощения, Екатерина - забыла указать литературу. Исправилась. А методика действительно интересная - можно провести в форме игры.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, получите от меня награду блогу! http://reshetova.blogspot.ru/2014/06/blog-post_11.html

    ОтветитьУдалить
  4. Доброго времени суток, Елена Юрьевна! Получите достойную награду
    http://zavmbdouds1pokrov.blogspot.ru/2014/06/blog-post_15.html#more

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте. Елена. Очень интересная методика. Обязательно поиграем с детьми в группе. Современные дети, к сожалению, не умеют воображать. Им навязывают уже готовые образы, не развивая детское воображение.А мы знаем как они любят придумывать, приукрашивать!Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  6. Вы правы, Алена. Воображение - это одна из фундаментальных характеристик человека. Как говорил филосов Ильенков: "Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты"

    ОтветитьУдалить