Прошел семинар-практикум для родителей "Ум ребенка на кончиках пальцев". Целью данного семинара было донести до родителей необходимость и важность развития мелкой моторики. Конечно же, никто и не сомневается в том, что эта тема актуальна в преддверии школьной подготовки. Но, как оказалось по результатам диагностики, в старшей группе имеются дети, которые не только не умеют правильно держать карандаш, но и совершенно не владеют ножницами.
Готовясь к семинару-практикуму, я провела интервью с детьми "Зачем человеку руки?" Ответы были разные, но все они сходились в одном: человеку нужны руки, чтобы что-то делать. Вот некоторые из них:
- Чтобы мыть;
- Чтобы носить чемоданы;
- Брать деньги в сберкассе;
- Убираться;
- Чтобы есть;
- Играть, рисовать, лепить.
Результаты интервью я оформила в виде стенгазеты для родителей.
Замечательное
упражнение «Каплеграфия». Ребенок набирает пипеткой цветную воду и
рисует капельками. Рисуя таким образом, у ребенка развивается внимание,
движения становятся более координированными.
Салфетка. На ладонь кладут салфетку и ребенок сминает ее при помощи пальцев. То же самое двумя руками.
Готовясь к семинару-практикуму, я провела интервью с детьми "Зачем человеку руки?" Ответы были разные, но все они сходились в одном: человеку нужны руки, чтобы что-то делать. Вот некоторые из них:
- Чтобы мыть;
- Чтобы носить чемоданы;
- Брать деньги в сберкассе;
- Убираться;
- Чтобы есть;
- Играть, рисовать, лепить.
Результаты интервью я оформила в виде стенгазеты для родителей.
Моторика, в
переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую
моторику.
Крупная моторика – это совокупность
действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба,
наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика
это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику,
а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика
– это способность манипулировать мелкими предметами и
выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие
мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, рисование, вырезание – это все мелкая
моторика.
Родители познакомились с играми, которые можно изготовить из подручных материалов, избегая при этом больших материальных затрат.
Шнуровки. В магазинах большой
выбор различных шнуровок, но все они стоят не мало. Ничем не хуже самодельные
шнуровки: картинка, распечатанная на
цветном принтере. Для прочности ее можно наклеить на картон и обклеить скотчем.
Сделать дыроколом или шилом отверстия.
Огромное разнообразие на рынке пособий для нанизывания.
Они конечно, очень эстетичны и привлекательны, но чем хуже, скажем бусины от
старых маминых бус. Или же обычные пуговицы. За не имением того или другого можно использовать макароны.
Из них получаются очень даже оригинальные бусы, особенно, если предварительно
макароны раскрасить.
Для нанизывания я использую синельную проволоку.
Она очень приятная на ощупь, гнется как угодно. Не смотря на то, что она
выглядит объемной, на самом деле пролезет в любое отверстие.
Любимые детьми лабиринты. Их проходить можно
не только при помощи карандаша, прорисовывая дорожку, но и выкладывать дорожку
при помощи камушков, пуговиц и даже пластилином (скатывая колбаски или шарики).
С этой целью я делаю себе многоразовые лабиринты, которые обклеиваю скотчем. Их
потом легко можно протереть влажной салфеткой или тряпочкой.
Помпоны.
Великолепный материал для творчества и для развития мелкой моторики. Их можно
перекладывать при помощи пинцетов, выкладывать из них рисунок, узор.
Зубочистки. Казалось бы чего
проще. При помощи зубочисток и пластилина мы создаем незатейливые композиции
(посмотрите далее в презентации). Если взять раскраску или самостоятельно
нарисовать контур какого-либо предмета, то по контуру при помощи зубочисток
делаем дырки. На ковре. После этого посмотреть рисунок на просвет.
В каждом доме есть бумага. Даже если
не найдется цветной бумаги, обычную белую можно предварительно раскрасить, дать
ей высохнуть. Вот вам и цветная бумага. Из бумаги можно делать аппликацию,
предварительно вырезав заготовки. Заготовки можно не вырезать, а просто нарвать
бумагу на мелкие кусочки и сделать мозаичную аппликацию, заклеив контур
рисунка. Или же просто рисуете на бумаге какой-либо узор или контур предмета и
просите ребенка пальчиками оборвать по контуру. Всем известная техника оригами.
Даже тот же банальный самолетик, который мы все умеем делать – из этой техники.
Детям очень нравится, когда из обычного листа бумаги получается зверюшка,
человечек или кораблик. А научиться это делать самостоятельно – высший пилотаж.
Если у ребенка недостаточно развита моторика, то ему очень сложно сгибать лист
пополам, уголок к уголку. Техника оригами способствует развитию более точных
движений.
Аппликации можно также делать из цветного скотча.
Всем
известно свойство пластилина развивать мелкую моторику. Из него не только
лепим фигурки животных или предметы, но также делаем аппликации, Взять любую
раскраску, для начала, чем картинка проще, тем лучше, и выкладывать
пластилиновыми колбасками, шариками, завитушками. Очень интересная техника
намазывания, когда пластилин просто размазывается пальчиками по контуру.
Мозаика. Это
не обязательно должна быть покупная мозаика. Это могут быть картонные
геометрические фигуры, пуговицы, пробки от бутылок. И если ребенку сложно
выложить узор по собственному представлению, предложите ему образец.
Рисование
манкой
. Есть дети, которые не любят рисовать по той простой причине, что они боятся –
вдруг не получится. Обычно это тревожные дети, не уверенные в себе. Рисование
на крупе или песке уменьшает стресс от неудачи, потому что если даже что-то не
получится всегда можно исправить.
Решетки для раковины.
Банальная вещь для нас взрослых, но для детей не привычный материал, а потому
притягательный. Нужно хорошо постараться, чтобы продеть ленточки в отверстия
решетки.
Трафареты. Здесь комментарии излишне. Трафареты есть
трафареты. Их обрисовываем, после закрашиваем или заштриховываем.
Коктельные
трубочки. Тоже весьма доступный материал. Используем для
нанизывания или аппликации (трубочки вдавливаются в пластилин)
Скрепки. Из скрепок можно делать цепочки, скреплять
бумагу. Даже развивать навыки счета Вы пишете на
листочке пример, причем каждая цифра может быть разного цвета. Ребенок должен
подобрать скрепки по цвету и по количеству и
подсчитать сумму. Или же собрать цепочку скрепок как на заданном
образце. Здесь развивается не только мелкая моторика, но и мыслительные
процессы, внимание.
Спички. Рисовать полосочки на гранях спичек. На
гранях первой спички – одну полоску, на гранях второй – две и т.д. Это задание
по мимо мелкой моторики, развивает навыки счета, внимание. Выкладываем картинки из спичек. Переносим
спички двумя пальцами: мизинцем и
большим, указательным и большим. Игра «Ловкие пальчики»: берем в кулачок
спички, высыпаем их на стол кучкой, затем вытаскиваем по одной спичке так,
чтобы остальные не упали. В этой игре развивается также внимание и мышление,
так как ребенку необходимо анализировать положение спичек относительно друг
друга.
Ленты. Скручиваем
ленты в рулончик. Можно устроить соревнования.
Нитки для вязания. Найдутся почти в каждом доме.
Выкладываем узоры, завязываем узелки, делаем аппликацию. Можно взять игрушечных
насекомых, обмотать их нитками как паутиной, затем обратно смотать нитки в
моток.
Грецкие орехи.
На первый взгляд кажется, что катать между пальцами орехи просто (нужно менять
орешки местами при помощи пальцев), но лишь немногие дети могут выполнить это
упражнение с первого раза.
Салфетка. На ладонь кладут салфетку и ребенок сминает ее при помощи пальцев. То же самое двумя руками.
Крупа.
Из крупы можно выкладывать узоры, картины. Очень хорошая игра «Золушка». Нужно
смешать рис и гречку и ребенок сортирует крупы. Эта игра подойдет даже
маленьким детям. Для старших как вариант – перебрать крупу закрытыми глазами.
Ножницы.
Некоторые дети вообще не владеют ножницами. Даже держат их не правильно. Поэтому, делая первые шаги в обучении ребенка
работе с ножницами, предложите ему пластилин. Скатайте колбаску и разрежьте.
Или слепите пластилиновый блин и сделайте надрезы. А чтобы лист бумаги не
вертелся под ножницами (а это часто бывает, когда у ребенка нет навыков
резанья), возьмите полоску бумаги такой ширины, чтобы ее можно было разрезать в
несколько приемов. Приклейте к этой полоске пластилин на небольшом расстоянии –
он будет утяжелять бумагу. Пусть ребенок разрежет бумагу между пластилиновыми
колбасками. Или такое упражнение: львенку нарисовать гриву и разрезать. Или
проще задание: нарисовать прямоугольник – «коврик», ребенок придумает орнамент
и нарисует бахрому, затем эту бахрому разрежет.
Болты
и гайки. Закручивать –раскручивать. На самом деле это не так уж и
легко, пальчики не слушаются и понятия
«на себя» - «от себя» дается не сразу.
Бумажные
тарелочки. Сделать дырочки и можно «шить».
Планшет.
В двп вставляются канцелярские гвоздики и на эти гвоздики ребенок цепляет
канцелярские резинки, создает рисунок.
Есть
такая замечательная вещь как фигурные дыроколы. Эти предметы не из
дешевых и чем больше объемом дырокол, тем он дороже. Но, если вы занимаетесь
творчеством, он вам всегда пригодится, к тому же будет служить долгие годы.
За неимением фигурного дырокола можно
использовать обычный офисный. При работе с дыроколом развивается и сила руки, и, используя
полученные кружочки, цветочки, бабочки можно сделать замечательную аппликацию
Здравствуйте, Елена Юрьевна!
ОтветитьУдалитьИменно на семинарах-практикумах информация воспринимается значительно лучше. Теоретическая часть подкрепляется практической.
Согласна с вами, Виктория Александровна. Теория в одно ухо влетела, в другое вылетела, а когда родители слушают, смотрят и выполняют - информацию усвоят гораздо лучше.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Юрьевна!
ОтветитьУдалитьОчень интересная тема семинара. Большое спасибо за прекрасную подборку игр своими руками из подручных материалов.
Поздравляю с Днём Великой Победы!!!
И вас, Наталья, с праздником! Спасибо, что заходите в гости!
Удалить