Ошибка центральной тенденции. Суть ее состоит в том, что оценивающие избегают
применять крайние деления на шкале, т.е. давать низкие и высокие оценки в
баллах. Они пользуются лишь делениями в середине шкалы, и это потом находит
отражение в итогах оценки: получаются средние показатели.
Ошибки контраста и подобия. Ошибка контраста возникает в тех случаях, когда
оценивающий стремится рассматривать качества других с противоположных позиций,
нежели свои собственные. В противовес ошибке контраста суть ошибки подобия
состоит в том, что оценивающий рассматривает качества других с тех же самых
позиций, что и свои собственные.
Гало-эффект. Для оценки работника используют общее сложившееся
мнение о нем
или, наоборот, оценивающий по отдельным качествам судит об успехах сотрудника в целом.
или, наоборот, оценивающий по отдельным качествам судит об успехах сотрудника в целом.
Ошибка снисходительности. Эта ошибка допускается чаще всего в случаях, когда
оценивающий завышает оценку. Подобных судей называют снисходительными. Однако встречаются
оценивающие, чересчур строгие в своих выводах и оценках.
Логическая ошибка. Такая ошибка сходна с гало-эффектом и проявляется в
тех случаях, когда оценивающий подходит к оценке качеств других, как ему
кажется, логически. Например, он дает высокую оценку какому-нибудь качеству
только потому, что оно логически связано с другим качеством.
Ошибка близости. Она
проявляется обычно вследствие того, что на оценочном листе качества, уже
оцененные, располагаются рядом с теми, которые оцениваются в данный момент. Это
оказывает воздействие на оценивающего: если он оценил высоким баллом предыдущее
качество, то у него появляется желание аналогично оценить и следующее качество.
Возможно и обратное явление.
Е.И.Рогов.
Настольная книга практического психолога. - М.; Владос, 1999
Комментариев нет:
Отправить комментарий