23 января, 2014

Не упустите возможность

Не описать тот счастливый момент, когда я родила дочь! Это мой второй ребенок, первой дочери уже 18 лет. 18 лет назад я была совсем молодой девчонкой. О! Сколько же ошибок в воспитании я наделала! Да и не только в воспитании. В то время сложно было найти какую-либо литературу о развитии малыша. Про интернет я вообще молчу. Да простит меня моя Лерочка за мои незнания, молодость и глупость. Слава Богу умницей выросла. Хотя я тоже старалась, как могла.

Но, как известно, мудрыми не рождаются, а становятся. Вот я и хочу напомнить родителям малышей, чтобы они подошли с максимальной ответственностью к развитию своего чада.

В психологии существует понятие «сензитивный период», т.е благоприятный. Это тот возраст, когда у ребенка проще всего сформировать какие-либо умения и навыки и развить способности.
Маленькие дети "впитывают" все, что находится на их визуальном и аудиальном уровне. Вспомните, какого роста ваши дети и посмотрите, что находится на этом уровне. Встаньте на корточки и поползайте вместе с ребенком, что вы увидели? батареи, плинтуса, ножки стола... Поэтому все пространство до 70см от пола должно быть не просто красивым, а идеальным, так как это все входит в сознание ребенка. Мой муж где-то раздобыл фанеру метра 2 длинной и сантиметров 50 шириной. Мы ее обклеили вместе с дочерью цветными картинками, ей тогда 6 месяцев было, но  она уже ползала. Я тщательно скотчем приклеивала каждую картинку (чтобы ее нельзя было оторвать), а дочь подползала и гладила ее, ощупывала со всех сторон. Боковушки письменного стола мы обклеили  вырезанными из журналов милыми мордашками детей.
К сожалению, это качество нашего разума "впитывающее сознание" проходит к 4,5 годам и на смену приходит логическое  мышление. Впитанная ребенком информация анализируется уже после 4-х лет.  Сейчас существует множество различных педагогических направлений, активно использующих качество "впитывающего сознания" и загружают ребенка огромным объемом информации, но затем ребенок не всегда может справится с  этой информацией, ее переработать и применить на практике. Вбирать  и выбирать нужную информацию ребенок должен только сам, тогда он наиболее продуктивно сможет воспользоваться всей информацией, и эта информация будет храниться у него длительное время, а загружаемая насильно информация не всегда всплывает в нужный момент.
От рождения до 5 лет   ребенок особенно воспри­имчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информа­цию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи (прикосновения мамы, запах ее кожи). Затем более главными ис­точниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Поэтому игрушки должны учитывать эту особенность.
От рождения до 6 лет — период  активного развития речи. К 4,5 месяцам младенец уже способен по-своему восприни­мать речь. Малыш смотрит на губы говорящего, поворачивают голову в ту сторону, откуда слышится звук, учится подражать звукам (ребенок «пускает пузыри» таким образом тренирует мышцы речевого аппарата).
К полутора годам ребенок уже имеет собственный словарный запас, который увеличивается очень быстро, поэтому  очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но ни в коем случае не «сюсюкать».
В 2 – 2,5 года малыш начинает вслух выражать свои мысли.
В 3-4 года ребенок с помощью слов (вербально) выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами — символами зву­ков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.
К 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать — без принуж­дения и самостоятельно.
От 2-х до 4-х лет  - период формирования представления о порядке и аккуратности. Для малыша важно чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад. У каж­дого предмета есть свое место: посуда должна быть на кухне, обувь — в коридо­ре, одежда — в шкафу, иг­рушки — в ящике, на пол­ке и т. д. Ребенок спит, ест на одном и том же месте, у него есть собственная по­суда. Малышу необходимо (даже если он не осознает этого) видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными и там, где они должны быть, несмотря на то, что вечером он сам их разбросал. Увы, без вашей помощи соблюдать поря­док ребенок не научится. Поэтому вам придется постоянно на­водить порядок на его «территории».
Ребенку очень важно, чтобы люди «правильно» относились ко всем знакомым ему предметам. Он знает, что на стуле принято сидеть, за столом — есть, открывать дверь необходимо рукой, а не ногой и т. д.
Дорогие родители, помните, что рядом с вами постоянно нахо­дится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большин­ство взрослых предпочитает дома «отдохнуть» от каких-либо норм и условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон, для подражания. Всегда ли вы дома пользуетесь салфеткой, носовым плат­ком, убираете вещи на свои места?
Как ни покажется это странным, ребенок любит соблюдать ре­жим. Обычно он устанавливается в первый год жизни. А потом останется только поддерживать его на протяжении вто­рого и третьего года жизни ребенка. Ребенку необходи­мо чувствовать, что этот мир не меняется,     он надежен, а значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне.
Внутреннее представление о порядке (отсутствии порядка), сложившееся в этот пе­риод, не изменится в течение всей дальнейшей жизни.
От 2,5 до 6-ти лет    период усвоения норм поведения в обществе (социализации). Ребенок учится общаться и одинаково быстро запоминает как хорошие примеры, так и плохие. Он будет подражать тому, что видел дома, на улице, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению, недо­пустимо? Сердиться, а тем более кричать, — худший вариант по­ведения. Обращайте внимание ребенка на положительные при­меры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты.
Оградить малыша от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его пони­мать и осознавать, что такое хорошо и что такое плохо.
 Если учитывать наличие этих замечательных периодов в жизни ребенка – можно создать оптимальные условия для развития тех или иных способностей.
    





Комментариев нет:

Отправить комментарий