Не описать тот счастливый момент, когда я родила дочь! Это мой второй ребенок, первой дочери уже 18 лет. 18 лет назад я была совсем молодой девчонкой. О! Сколько же ошибок в воспитании я наделала! Да и не только в воспитании. В то время сложно было найти какую-либо литературу о развитии малыша. Про интернет я вообще молчу. Да простит меня моя Лерочка за мои незнания, молодость и глупость. Слава Богу умницей выросла. Хотя я тоже старалась, как могла.
Но, как известно, мудрыми не рождаются, а становятся. Вот я и хочу напомнить родителям малышей, чтобы они подошли с максимальной ответственностью к развитию своего чада.
В психологии существует понятие «сензитивный период», т.е благоприятный. Это тот возраст, когда у ребенка проще всего сформировать какие-либо умения и навыки и развить способности.
Маленькие дети "впитывают" все, что находится на их визуальном и аудиальном уровне. Вспомните, какого роста ваши дети и посмотрите, что находится на этом уровне. Встаньте на корточки и поползайте вместе с ребенком, что вы увидели? батареи, плинтуса, ножки стола... Поэтому все пространство до 70см от пола должно быть не просто красивым, а идеальным, так как это все входит в сознание ребенка. Мой муж где-то раздобыл фанеру метра 2 длинной и сантиметров 50 шириной. Мы ее обклеили вместе с дочерью цветными картинками, ей тогда 6 месяцев было, но она уже ползала. Я тщательно скотчем приклеивала каждую картинку (чтобы ее нельзя было оторвать), а дочь подползала и гладила ее, ощупывала со всех сторон. Боковушки письменного стола мы обклеили вырезанными из журналов милыми мордашками детей.
К сожалению, это качество нашего разума "впитывающее сознание" проходит к 4,5 годам и на смену приходит логическое мышление. Впитанная ребенком информация анализируется уже после 4-х лет. Сейчас существует множество различных педагогических направлений, активно использующих качество "впитывающего сознания" и загружают ребенка огромным объемом информации, но затем ребенок не всегда может справится с этой информацией, ее переработать и применить на практике. Вбирать и выбирать нужную информацию ребенок должен только сам, тогда он наиболее продуктивно сможет воспользоваться всей информацией, и эта информация будет храниться у него длительное время, а загружаемая насильно информация не всегда всплывает в нужный момент.
От рождения до 5 лет ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи (прикосновения мамы, запах ее кожи). Затем более главными источниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Поэтому игрушки должны учитывать эту особенность.
От рождения до 6 лет — период активного развития речи. К 4,5 месяцам младенец уже способен по-своему воспринимать речь. Малыш смотрит на губы говорящего, поворачивают голову в ту сторону, откуда слышится звук, учится подражать звукам (ребенок «пускает пузыри» таким образом тренирует мышцы речевого аппарата).
К полутора годам ребенок уже имеет собственный словарный запас, который увеличивается очень быстро, поэтому очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но ни в коем случае не «сюсюкать».
В 2 – 2,5 года малыш начинает вслух выражать свои мысли.
В 3-4 года ребенок с помощью слов (вербально) выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.
К 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать — без принуждения и самостоятельно.
От 2-х до 4-х лет - период формирования представления о порядке и аккуратности. Для малыша важно чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад. У каждого предмета есть свое место: посуда должна быть на кухне, обувь — в коридоре, одежда — в шкафу, игрушки — в ящике, на полке и т. д. Ребенок спит, ест на одном и том же месте, у него есть собственная посуда. Малышу необходимо (даже если он не осознает этого) видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными и там, где они должны быть, несмотря на то, что вечером он сам их разбросал. Увы, без вашей помощи соблюдать порядок ребенок не научится. Поэтому вам придется постоянно наводить порядок на его «территории».
Ребенку очень важно, чтобы люди «правильно» относились ко всем знакомым ему предметам. Он знает, что на стуле принято сидеть, за столом — есть, открывать дверь необходимо рукой, а не ногой и т. д.
Дорогие родители, помните, что рядом с вами постоянно находится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большинство взрослых предпочитает дома «отдохнуть» от каких-либо норм и условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон, для подражания. Всегда ли вы дома пользуетесь салфеткой, носовым платком, убираете вещи на свои места?
Как ни покажется это странным, ребенок любит соблюдать режим. Обычно он устанавливается в первый год жизни. А потом останется только поддерживать его на протяжении второго и третьего года жизни ребенка. Ребенку необходимо чувствовать, что этот мир не меняется, он надежен, а значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне.
Внутреннее представление о порядке (отсутствии порядка), сложившееся в этот период, не изменится в течение всей дальнейшей жизни.
От 2,5 до 6-ти лет период усвоения норм поведения в обществе (социализации). Ребенок учится общаться и одинаково быстро запоминает как хорошие примеры, так и плохие. Он будет подражать тому, что видел дома, на улице, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению, недопустимо? Сердиться, а тем более кричать, — худший вариант поведения. Обращайте внимание ребенка на положительные примеры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты.
Оградить малыша от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его понимать и осознавать, что такое хорошо и что такое плохо.
Если учитывать наличие этих замечательных периодов в жизни ребенка – можно создать оптимальные условия для развития тех или иных способностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий